Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Древний восток / Древняя Индия

Древняя Индия. Часть 4

Древняя Индия. Часть 4

Общество Древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати», а учёные — «варны»). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Риг-веды» описывает так. Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бёдер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рождёнными». Каким же образом могли члены первых трёх каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трёх каст совершался сложный обряд «упанаяна», сопровождавшийся торжественным надеванием священного шнура «упавита». После этого мальчик считался рождённым во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почётное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья» — «неприкосновенные». Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царей, военную знать представляли кшатрии — «наделённые могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа» (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжёлым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рождённым».

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине П тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине I тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укреплённые «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Далее Древняя Индия. Часть 5