https://expert-po-lampam.ru/Gaz-lamps-DNAT.php оптом и в розницу.
Случайные страницы:
Это интересно: |
Освещение. Лампы ДНаТ
Главная / Новое время
В этой главе:
Новое времяВосстание в Берлине 18-19 марта 1848 г. Новое время представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Человечество впервые осознало, что оно отныне обречено жить в одном историческом пространстве, в пределах одного исторического времени. В предыдущие века ситуация была иной. И разбросанные по поверхности планеты первобытные племена, и мощные государства в достойных восхищения цивилизациях Египта, Междуречья, Индии и Китая, и даже великие древние Эллада и Рим не могли дать современникам представления о всемирном характере развития. Взгляд человека на мировое пространство был ограничен соседними странами и полуфантастическими рассказами «бывалых людей» о далёких землях. Понимание ими исторического времени обычно охватывало жизнь всего лишь нескольких поколений, а за этот промежуток невозможно было уловить изменения в традиционном укладе. Конечно, мыслители и учёные и тогда размышляли о единстве мира, но эти размышления были чисто умозрительными, и проверить их на практике люди не могли. Миссионерский порыв и религиозные войны средневековья, постепенное освоение человеком океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение не было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа начиная с XV в. осуществила всемирную экспансию (т.е. расширение, распространение влияния), объединив мир под своим владычеством. Как писал один из самых знаменитых историков нашего времени англичанин А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром стала центральным явлением Новой истории. Как и за счет чего западная цивилизация смогла вырваться вперёд? Прежде всего следует иметь в виду то, что некоторые черты западноевропейского феодализма сильно отличали его от строя, существовавшего в тот же период на Востоке. В Европе ремесло горожанина чётко выделилось в противовес сельскому хозяйству, изделия мастерских обменивались на продукцию крестьянина. Город был не только центром ремесла и торговли, но имел самоуправление, сильно ограничившее власть феодалов. Имелись законы, которые как-то охраняли простолюдина от произвола «сильных мира сего», от произвола государства. Отношения купли-продажи, торговые, посреднические отношения вообще были сильно развиты. На Востоке же правители были полновластны над жизнью и имуществом своих подданных, а место закона занимали их повеления. Ремесленники Востока (часто превосходившие своим мастерством европейцев) работали не на рынок, а обслуживали властителей и их приближённых. Различалась и общественная мораль. Если на Западе люди привыкли ставить во главу угла свои права, подкреплённые законом, то на Востоке считалось, что главное — благопристойное поведение, исполнение человеком предписанных ему обязанностей. Бели для западной цивилизации нормальным явлением стало стремление людей к прибыли, к личной выгоде, и на этой основе развивалась конкуренция и соревновательность во всех сферах, то на Востоке всегда подчёркивалась важность интересов общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед Властью. Торговцы и предприниматели не пользовались уважением в традиционных обществах. Поэтому западная цивилизация, которая была «не такой, как все», оказалась более способной к использованию таких качеств человеческой натуры, как предприимчивость, желание разбогатеть; более способной к развитию технических достижений. Именно на основе технологического превосходства над остальным миром Запад вскоре развернул своё наступление на море и на суше. Европейской экспансии способствовали также новые (или вновь открытые) идеи, развившиеся в пламени гуманизма итальянского Возрождения (XIV—XVI вв.). Собиратели античных рукописей и статуй, поэты и художники, воспевавшие «человеческое в человеке», его энергию, упорство и стремление к счастью, были предшественниками Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи и Джона Кэбота. Открытие новых земель способствовало наступлению Нового времени. Мир сразу сделался почти в десять раз больше, вместо четверти полушария теперь весь земной шар лежал перед взором европейцев, которые спешили завладеть остальными семью восьмыми его суши. Взгляду человека открылся бесконечно более широкий горизонт. Техническое превосходство и торговая предприимчивость европейцев были первоначальными факторами, обеспечившими распространение промышленной цивилизации и западных идей по всему миру. Однако не эпоха Великих географических открытий послужила точкой отсчёта Нового времени (хотя есть историки, придерживающиеся этого мнения). Испания и Португалия, первыми ринувшиеся на богатый сокровищами американский континент и славящиеся пряностями южные острова, были не самыми развитыми странами Европы, и награбленное золото и серебро оседало в руках торговцев и промышленников Нидерландов, Англии, Северной Италии. Именно там сформировались отношения, положившие начало промышленной цивилизации Нового времени, подчинившей вскоре весь мир. Именно там простолюдины, занимавшиеся скупкой сырья у крестьян, стали создавать мануфактуры — ручные производства с разделением труда между работниками. Если ремесленник делал всё изделие целиком, от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только отдельные операции, Доводя свои навыки до автоматизма. В итоге мануфактурное изделие бывало менее качественным, чем ремесленное, но всегда более дешёвым — ведь мануфактуры производили гораздо больше продукции. Дешёвые товары хорошо покупались населением, и мануфактурное производство стало вытеснять ремесленное, ремесленники разорялись и превращались в рабочих, на мануфактуры стекались массы потерявших землю крестьян. Промышленники и торговцы богатели, и экономическая мощь землевладельцев-феодалов стала падать. Вскоре «буржуа» — так называли новых богачей из простонародья — потребовали расширения своих прав и участия в управлении государством, а феодалы, опиравшиеся на королевскую власть, этому противились. В ходе революций 1566—1609 гг. в Нидерландах и 1642—1648 гг. в Англии сопротивление знати было сломлено, и государственную политику по сути дела стала определять буржуазия. Англия превратилась в настоящий образец для Европы и мира. Английские пряжа и полотно, обувь и металлические изделия заполонили в XVIII в. рынки многих стран. Британские купцы, банкиры, фабриканты создали образцовую политическую систему, основанную на власти парламента, экономический уклад, выросший на рыночных началах, своеобразную культуру и идеологию — т.е. то, что понимается под так называемым «английским образом жизни». Всё это — уже неотъемлемая принадлежность эпохи, пришедшей на смену феодализму. Традиционно именно Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчёт Нового времени. С середины XVII столетия промышленная цивилизация стала распространяться по Европе и другим континентам, между делом разрушая натуральное хозяйство, низвергая власть королей и императоров, включая народы земного шара в единый процесс мирового развития. Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина XVII в. — последняя треть XVin в.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия ХУШ в., и Великая французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период — период победы капитализма в Европе, обур-жуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй. Второй период Нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870-м гг. Тогда европейские державы уже разделили весь мир, подчинили себе отдалённые земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914—1918 гг.) служит конечным рубежом этого периода, внёсшего очень важные изменения в соотношение сил в мире, в идеологию людей, в их быт, образ жизни и т.д. Победа Октябрьской революции в России позволила сторонникам коммунизма заявить о том, что Новое время — эпоха главенства западноевропейской промышленной цивилизации — завершилось. Взошла заря Новейшей истории, времени, когда социализм — более справедливый общественный строй, чем капитализм, — уничтожит последний. После Второй мировой войны (1939—1945 гг.) многим действительно казалось, что капитализм отступает «по всему фронту». Однако промышленная цивилизация показала свою силу. Она доказала своё преимущество перед социалистическими странами в экономике, сумев поставить себе на службу великие достижения научно-технической революции; она сумела убедить мир в превосходстве либеральных идей над жёсткой и стройной идеологией коммунизма, она в конце концов вышла победительницей из гонки вооружений. В конце 1980-х гг. «социалистическое содружество» прекратило существование. Значит, мы можем говорить, что Новое время в истории человечества еще не закончилось. Либерально-промышленная цивилизация со всеми ее несомненными доблестями и очевидными пороками всё еще является главной силой в современном мире. История её развития — это история человеческого общества на протяжении трёх с половиной столетий. |