Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Новое время / Императрица Цыси (Цы Си)

Императрица Цыси (Цы Си). Часть 3

Императрица Цыси (Цы Си). Часть 3

В середине 60-х гг. XIX в. сторонники линии на расширение торговых связей с Западом во главе с князем Гуном при энергичной поддержке вдовствующей императрицы провозгласили «курс на самоусиление» Китая. Цыси считала, что Цинская империя должна будет в конечном итоге остановить европейцев силой, военной мощью, но для этого китайцам сначала нужно научиться у них организации военного дела; необходимо перенять технологию производства оружия, оснастить им войска. Сторонники самоусиления старались укрепить военные силы империи, но одновременно стремились сохранить старые порядки.

Именно поэтому такими противоречивыми оказались итоги «курса на самоусиление». Казалось, страна двинулась в сторону взаимодействия с западной цивилизацией. В столице было создано особое учреждение, которое занималось сношениями с иностранными державами, внешней торговлей, закупкой вооружения, судов и машин, строительством железных дорог и горным делом. Сановники-китайцы начали строить арсеналы, судоверфи, пороховые и патронные заводы. В Китае появились учебные заведения западного образца: инженерные, военно-морские, медицинские; переводилась научно-техническая литература. В стране крестьян, монахов, чиновников-шэнь-ши зарождалась новая интеллигенция.

Однако осторожные шаги Цыси по пути модернизации Китая не могли принести немедленных плодов. Основная масса населения страны оказалась в стороне от нововведений. Дух предпринимательства с трудом распространялся в обществе, воспитанном в традициях конфуцианства. Властная и решительная, Цыси пыталась покончить со страшным бедствием Китая — системой взяточничества среди чиновников, расставляя преданных ей людей на ключевые посты, но тщетно. Обманчивое впечатление, что Цинская империя довольно далеко продвинулась по пути прогресса, рассеялось в ходе японо-китайской войны 1894—1895 гг.

По условиям договоров, подписанных после её окончания, иностранцы получили право строить свои фабрики и заводы в Китае. В 1897 г. насчитывалось уже 600 иностранных фирм и около 50 тыс. иностранных подданных. Настоящая борьба разгорелась за очень выгодные концессии на строительство железных дорог. Великие державы превратили Китай в поле своего соперничества и к началу XX в. фактически разделили страну на сферы влияния. Англия контролировала провинции Южного Китая и бассейн реки Янцзы, Франция — юго-западные районы, Германия — Шаньдунский полуостров, Япония захватила остров Тайвань, Россия получила исключительное влияние в Маньчжурии, где вела строительство знаменитой Китайско-Восточной железной дороги. Кроме того, некоторые стратегически важные пункты побережья были сданы в аренду иностранным державам (например, Порт-Артур и Дальний на Ляодунском полуострове — России, Циндао в Шаньдуне — Германии, Вэйхайвэй — Англии и т.д.). Китай потерял возможность проводить независимую политику.

Страницы: 1 2 3 4 5

Далее Императрица Цыси (Цы Си). Часть 4