Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Новое время / Новое время

Новое время. Часть 5

Новое время. Часть 5

Капитализм, западная цивилизация проникали таким образом в восточное общество, видоизменяли его, заставляли людей отказываться от привычного образа жизни и от привычного хода мыслей. Конечно, далеко не все жители колоний и зависимых стран оказались «выбиты» из традиционного уклада — например, даже в серьёзно втянутом в мировое хозяйство Китае лишь 7% населения в начале XX в. были как-то связаны с западным рынком. Но тем не менее необходимость отказа от привычного жизненного уклада страшно нервировала людей, и без того отрицательно относившихся к засилию европейцев. Люди видели в проникновении европейской цивилизации причину всех бед восточного общества. Например, участники восстания ихэтуаней в Китае (1900 г.) считали, что «железные дороги и огненные телеги беспокоят дракона земли и сводят на нет его хорошее влияние на землю. Красные капли, которые капают с железной змеи (т.е. ржавчина, отлетающая от телеграфных проводов), являются кровью оскорблённых духов. Эти духи не в силах помочь нам, когда эти красные капли падают возле нас». В большей или меньшей степени такое отношение к западной цивилизации проявлялось и во время других крупных восстаний на Востоке — си-пайского восстания в Индии (1857—1859 гг.), ба-бидского движения в Иране (1848—1852 гг.) и т.д.

Правда, образованный слой общества (а европейцы, особенно англичане, кое-что делали для просвещения народов) понимал необходимость заимствования достижений европейской цивилизации хотя бы для того, чтобы добиться независимости. В восточных странах существовали три направления в подходах к заимствованию. Представители первого считали, что можно ограничиться перениманием военной технологии, отринув при этом другие достижения Запада, в том числе его политические идеи (султан Абдул Хамид в Османской империи, императрица Цыси в Китае). Но этот путь ничего не дал их странам. Представители другого направления — в основном новая интеллигенция, знакомая с западными идеями, — понимали, что нужно реформировать всё общество, взять лучшее из политической системы, экономической жизни, идеологии Запада (деятели раннего Индийского национального конгресса, Кан Ювей в Китае и др.)- Б начале XX в. выделилось в некоторых странах и третье течение — радикальное, ставившее во главу угла социальные вопросы. Самым ярким его представителем был китайский революционер Сунь Ят-сен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Далее Новое время. Часть 6