Случайные страницы:
Это интересно: |
Главная / Средние века / Сасанидский иран
Сасанидский иран. Часть 2Мощным союзником в деле укрепления своей власти Ардашир считал зороастрийскую религию и её служителей — магов. К концу правления пар* финских царей она пришла в упадок в Иране. Храмы огня превратились в развалины, во многих местах священные огни были потушены. Правители перестали считаться с магами. Ардашир сразу принялся восстанавливать привилегии магов. Он не только дал им земли, но обязал население платить им налог — десятину. Единство страны, как считал Ардашир Папакан, не обеспечить без участия жрецов в решении государственных дел. Было созвано собрание магов, на котором они избрали семь самых праведных. Те в свою очередь выбрали молодого Арда-Вирафу своим представителем при шаханшахе. Покровительствуя зороастрийской религии, правители Ираншахра были нетерпимы к христианству. Сын Ардашира Шапур I преследовал христиан в своих владениях. В течение 40 лет разрушались церкви, истреблялись монахи и монахини. В 409 г. шаханшах Йездигерд I «Грешник» (399— 420 гг.) разрешил христианам открыто совершать богослужения и восстановить свои церкви, но позже и он подверг христиан жестоким гонениям. Преемник Иездигерда I Бахрам V Гур продолжал сурово преследовать христиан. Они бежали во владения Византии. Константинополь отказался выдать беглецов, и шаханшах объявил Византии войну, которую проиграл. Ему пришлось вспомнить заповедь Ардашира I: «Не может быть никакой власти без войска, никакого войска без денег, никаких денег без земледелия и никакого земледелия без правосудия». Этой заповеди старался следовать много лет спустя Хосров I Аношерван, правивший с 531 по 579 г. Ему досталось тяжёлое наследство. Иран страдал от произвола местных властей, продажности чиновников, религиозного фанатизма и преступности. Вступив на престол, Хосров I разделил страну на четыре огромных наместничества. Лично вникая в дела управления и используя вездесущих осведомителей, он держал наместников под своим контролем. Для подъёма земледелия был введён новый порядок взимания земельного налога. Издревле казне платили налог в зависимости от плодородия почвы. Он мог составлять от 1/10 до 1/2 урожая. Такой порядок налогообложения был обременителен еще и из-за лихоимства чиновников. Он не поощрял земледельца собирать больший урожай, приводил к немалым потерям, т.к. нельзя было жать хлеба или собирать фрукты, пока сборщик налогов не определил долю, принадлежащую казне. Рассказывали историю, случившуюся при отце Хосрова, ша-ханшахе Каваде, увидевшем однажды, как мать била своего сына за то, что он сорвал кисть винограда. Женщина отняла её у мальчика и привязала к лозе. На вопрос, почему она так поступила, женщина ответила: * Царская доля ещё не собрана, и потому нельзя касаться винограда». Далее Сасанидский иран. Часть 3 → |