Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.

Тибет. Часть 4

Тибет. Часть 4

Сыновья Ланг Дармы после смерти отца никак не могли договориться о разделе владений. Они долго воевали друг с другом, пока один не обосновался в Ярлунге, а второй в Лхасе. Они и детям своим передали в наследство ненависть и вражду друг к другу, губившую страну: её земли становились добычей более сильных соседей. Уже в X в. Тибет стал малоизвестной страной, занимавшей незначительную по сравнению с прежними владениями территорию.

Смуты и междуусобицы привели к укреплению контактов между светской властью и монашеством. Светская власть защищала монахов, а взамен получала духовную поддержку. Богатые и знатные люди стремились передать по наследству не только на-житые богатства, но и приобретённое благодаря им влияние на монастыри, религиозно-философские школы и секты. Укреплению союза светской и духовной власти в Тибете способствовала культивирующаяся монахами-учёными идея о последовательном перевоплощении одного и того же лица множество раз. Сократить число перевоплощений могла лишь праведная жизнь, т.е. жизнь под духовным руководством буддийского монаха. Предлагая такое решение проблемы, духовная власть начинала постепенно подчинять себе светскую.

Пока тибетцы ссорились и выясняли, кто кем окажется при следующем рождении, 30-тысячное войско Годана, внука Чингис-хана, в 1240 г. вторглось на территорию Тибета, подошло к центральным областям страны, сжигая на своём пути селения и монастыри и убивая и мирян, и монахов. Неожиданно заболев, Годан обратился к настоятелю монастыря с просьбой излечить его. Сакья-пан-дита — Учитель из философской школы Сакья — вылечил монгольского полководца, за что завоеватели удостоили его почётного звания духовного наставника всего Тибета, а Сакья приобрела большое влияние.

Многие религиозные школы Тибета пытались оспорить власть Сакья, но это им не удавалось. В 1352 г. правитель одной из областей Тибета Чанг-чуб Джалцан восстал против власти Сакья, сверг её главу, оккупировал почти весь Тибет и установил собственную власть, ставшую наследственной в его семье. К концу XIV в. Сакья утратила приоритет и в духовных делах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Далее Тибет. Часть 5