Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Средние века / Юго-восточная азия

Юго-восточная азия. Часть 3

Юго-восточная азия. Часть 3

В конце IX в. при Яшовармане I Ангкорское государство укреплялось, строились буддийские монастыри, на месте прежнего Ангкора была заложена новая столица. В то же время приступили к сооружению грандиозной системы орошения. Весь район был поделён на квадраты рисовых полей. Мощные водохранилища обеспечивали регулируемую подачу воды на поля круглый год. Водоёмы для накопления влаги не выкапывались, а создавались с помощью насыпей. Поддержание и развитие оросительной системы сделалось важнейшей обязанностью анг-корских царей. Многие из них вошли в историю как строители не только храмов, но и ирригационных сооружений. Сельское хозяйство требовало слаженной работы, поэтому крестьянам было удобно жить и работать общинами. Земледельцы собирали по три полноценных урожая в год и почти не зависели от погодных условий. Им было что везти в королевский дворец и храмы. Поэтому ангкорские цари заботились и о состоянии дорог. Но не только во дворец и храмы тянулись обозы с зерном и маслом. 938 деревень несли совершенно необычную в наших глазах повинность — они снабжали продуктами 102 лечебницы, расположенные по всей стране, и несколько госпиталей в столице. В каждой лечебнице было 2 врача, 7 ассистентов, 14 медсестёр, 2 повара и 6 служителей. Устройство лечебниц и перечень медикаментов, которые использовали камбоджийские врачи, позволяют считать, что медицина Древней Камбоджи не уступала медицине Европы того времени, а может быть, и превосходила её.

С XIII в. начинается медленное угасание Ангкорского государства. В XIV в. Ангкор был захвачен чужеземными племенами сиамцев. Согласно легенде, после семимесячной безуспешной осады города сиамский царь приказал стрелять серебряными монетами. Защитники Ангкора бросились собирать нонеты, и сиамские воины ворвались в осаждённый город.

Почти одновременно с Ангкорской империей на территории современной Мьянмы возвысилось государство Паган. В китайских хрониках его история исчисляется со II в. н.э. В XI в. мудрый и просвещённый царь Аноратха объединил все мьянман-ские земли и сделал Паган столицей империи. Аноратха старался упрочить в стране буддизм, с которым в Мьянму пришла письменность. Ради этого он завоевал царство на юге от Пагана, в котором хранились священные рукописи. Жители этого царства были обращены в рабство. С помощью тысяч рабов Аноратха воздвиг в долине реки Иравади прекрасные буддийские храмы (пагоды). Паган поддерживал широкие торговые связи с Индией и Китаем. Сюда приезжали обучаться наукам из других стран. В пору своего расцвета столица государства утопала в зелени садов. Город украшали 4 млн больших и малых пагод. Самым крупным сооружением был храм Табинью, символизировавший всеведение Будды. Дошедший до нас первый памятник мьянманской письменности — плита царя Нарапа-тиситу, жившего на рубеже XI—XII вв., — сообщает о строительстве дамб, оросительных каналов и пагод, военных походах. Паганское царство знало уголовное и гражданское право. Существовали три судебные инстанции: высший суд с участием царя, низший и апелляционный суды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Далее Юго-восточная азия. Часть 4