Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
08.09.2011

Кваме нкрума

Судьба этого человека поразительна. Он ютился полуголодным в трущобах и жил в собственном роскошном дворце, познал неограниченную власть, преклонение миллионов сограждан, всемирную известность и унижение в конце жизни. Сегодня его имя занимает прочное место в ряду имён самых выдающихся африканских политиков и мыслителей XX в.

Сын золотых дел мастера из племени нзима в бывшей британской колонии Золотой Берег (ныне Гвне), Нкрума с детства мечтал стать образованным человеком. Он глубоко верил в Бога, и церковь помогла ему получить начальное образование и уехать в далёкую Америку, чтобы продолжить его. Там он провёл 10 лет, зарабатывая на жизнь и на учёбу. Нкруме был чернорабочим, мойщиком посуды, официантом, учётчиком в порту. Церковь вновь помогла ему, выделив стипендию, когда он учился в двух американских университетах: Линкольне ком, где он изучал экономику, социологию и богословие, и в Пенсильванском, где его предметами были богословие и философия. Нкрума мог бы стать профессиональным священником, но его, как и немногих в то время образованных африканцев, прежде всего привлекала политика. Ещё будучи студентом, он создал Ассоциацию студентов-африканцев США и Канады. В 1945 г. Нкрума уезжает в Англию и поступает сначала в Лондонский университет, а затем в Лондонскую высшую школу экономики и политических наук.

В Лондоне начался путь Икру мы в большую политику. Вместе с всемирно известным учёным, политическим и общественным деятелем Уильямом Дюбуа и будущим первым президентом африканского государства Кении Джомо Кениата он организовывает знаменитый Пятый панафриканский конгресс в Манчестере, на котором впервые в полный голос прозвучало требование о предоставлении независимости африканским колониям. Вернувшись на родину, Нкрума с головой окунается в политическую жизнь и в 1947 г. становится генеральным секретарём влиятельной антиколониальной организации Объединённый конвент Золотого Берега. В 1949 г. он создаёт свою собственную организацию — Народную партию кон-

вента, которая возглавила борьбу населения этой колонии за политическую независимость.

С именем Нкрумы связано внедрение в африканскую политическую жизнь идеи ненасилия, которую Нкрума заимствовал у своего кумире Махатмы Ганди. Свою политику ненасилия Нкрума назвал •позитивными действиями», иными словами, действиями, дающими результат. «Под позитивными действиями, — писал он, — я понимаю... использование конституционных и законных средств для подрыва империалистических сил в нашей стране. Орудием для этого могут служить стачка, бойкот и отказ от сотрудничества с властями на основе принципа ненасильственных действий».

Английские колониальные власти действовали против Нкрумы и его партии другими, весьма жёсткими методами. Нкрума и его товарищи неоднократно подвергались арестам, а в 1952 г., когда в стране проходили первые выборы в Законодательный Совет, на которых африканцы единодушно назвали его в числе первых кондидетое, он находился в тюрьме. Влияние Нкрумы в стране было таково, что, когда в том же году Золотой Берег добился право иметь собственное африканское правительство, т.е. получил ограниченную самостоятельность, колониальные власти выпустили его из тюрьмы и назначили главой этого правительства.

Когда в 1957 г. колония добилась полного политического освобождения и стала независимым государством Гвив, Нкрума стал её первым премьер-министром.

С 1960 г. Нкрума — президент Ганы. В его политических взглядах происходят известные перемены: продолжая искренне верить в Бога, он приходит к убеждению, что будущее Гвны — это социализм, который надо строить, используя советский опыт. Разработанная им программа социалистических преобразований в Гдне успеха не принесла, в страна возникли серьёзные социально-экономические трудности. Но в политике Нкрумы были не только просчёты, но и успехи. Они могли бы быть гораздо большими, если бы в Гвне не происходило укрепление режима его личной власти. В 1964 г. Нкрума был провозглашён пожизненным президентом Ганы, на улицах, в официальных учреждениях, школах и университетах появились его статуи, бюсты, портреты.

У Нкрумы были не только верные сторонники и последователи, но и могущественные враги. В 1966 г., когда Нкрума находился с официальным визитом в Китае, в Гане произошёл военный переворот, его правительство было низложено. Оставшаяся верной Нкруме личная охрана, в которой якобы состояли и неизвестные белые офицеры, защищала его резиденцию в столице страны Аккре до конца.

Последние годы жизни он провел в изгнании, в соседней Ггинее и других странах. Он много работал, написал несколько книг, в которых попытался обобщить опьп антиколониальной борьбы в Африке и результаты независимого развития своей страны. Нкрума оставил большое научное и публицистическое наследие: более десяти книг по истории, философии и социологии, десятки статей но различные темы. Он имел несколько учёных степеней и почётных званий, о его жизни и деятельности написаны книги и диссертации. Память о Нкруме сохраняется в Африке и за её пределами.