Это интересно: Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих угнетателей. В 1811 г. возникло движение луддитов — разрушителей машин. Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал подмастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по её постановлению несчастного Луд да отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда молот и разбил св...... Читать далее →
Полтораста дождевых
дней в году, почти постоянно пасмурная погода,
туманы и т. п. чрезвычайно затрудняют плавание в
этих водах среди банок, мелей и низких берегов.
Весной господствует N и NO, летом S и SW, осенью SW и N.
Зимы, а также март и ноябрь, обильны штормами.
Приливные и отливные течения весьма значительны,
особенно у устьев Темзы. Они сменяются регулярно,
так что при плавании это необходимо принимать в
расчет; лишь сильные ветра нарушают их
регулярность. Конечно, триста лет тому назад эти
течения не были так изучены, как теперь. Для
лоцманов и постоянно плавающих в этих водах
требуются исключительные знания местных
условий, какими в совершенстве овладел, например,
Рюйтер. Тогда не существовало, конечно, таких
прекрасных карт, какими мы теперь пользуемся.
Большинство голландских банок и мелей длинны,
узки и тянуться, равно как и фарватеры между ними,
почти параллельно берегу. У английского
побережья все иначе: там отмели круто
поднимаются со дна, из-за чего к ним трудно
подойти, определяясь по лоту; глубины на банках
обычно не превышают 15-20 футов, на многих они равны
5-10 футам.
Из всего сказанного видно, какие необычайные
затруднения представляло ведение войны в
Гоовдах, однако же, тем не менее, посадка
отдельных судов на мель была явлением
исключительным, а случаев посадки эскадры на
мель никогда не бывало. Эскадры, застигнутые
штормом на якоре, всегда либо успешно
отстаивались, либо успевали выйти в море, чтобы
на быть снесенными на отмели. С другой стороны,
мели в шторм и сильное волнение могли служить
надежной защитой. Еще одно затруднение при
плавании в этих водах заключается в громадном
количестве судов, скапливающихся там сотнями.
Защита голландского
побережья облегчена отмелями, непосредственно
за которыми расположены устья рек и гавани. В
военное время, когда сняты навигационные знаки и
не горят маяки, было очень рискованно
приближаться к берегам и к находящемуся там
неприятелю. Расположенный за банками
обороняющийся флот может в любой момент
воспользоваться удобным случаем для нападения
на врага, погоня же за ним была крайне
затруднительной.
Высадка войск также чрезвычайно трудна из-за
расположенных на севере и юге банок: флот может
подойти близко к берегу только между Гельдером и
Гек (на протяжении 60 миль), где в тихую погоду
возможна высадка десанта, который себе сразу же
найдет надежное прикрытие в дюнах. Острова, в
свою очередь, могут успешно служить местом
высадки. Между банками, особенно в устьях рек,
сильные приливные и отливные течения сильно
мешают высадкам.
На английском берегу севернее Темзы и в самом ее
устье наблюдается то же самое; зато высокое и
крутое побережье на юге не допускает вовсе
высадки, которая уже на самом берегу встретит
большие препятствия.