Это интересно: Отвага финикийских мореходов поражала воображение современников. Жажда наживы и любопытство побуждали моряков Тира и Сидона к дальним и опасным плаваниям в Атлантике. Примерно в 600 г. до н.э. египетский фараон приказал финикийским морякам обогнуть Африку по морю. Греческий историк Геродот рассказывает об этом путешествии: «Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место Ливии ни попадали всюду обрабатывали землю («Ливией» Геродот называет всю Африку)... а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы столпы (т.е. прошли пролив Гибралтар) и прибыли в Египет» ... Читать далее →
После разрыва
тройственного союза из-за соглашения Швеции с
Францией, Людовик и Карл быстро объединились.
Последний, совершенно против желания своего
народа, заключил наступательный союз с Францией.
Было решено, что во всех случаях союзным флотом
будут командовать английские адмиралы.
Различнейшими мелкими инцидентами на почве
морского церемониала стараются вызвать
Голландию на войну. В 1672 г. Англия посылает
Голландии ультиматум с требованием, чтобы
голландские флоты салютовали флагом даже самому
маленькому английскому военному кораблю.
Терпение голландцев иссякло; в феврале
Генеральные Штаты предписывают приступить к
вооружению 75 линейных кораблей. В конце марта
английские военные корабли нападают без
объявления войны на голландский торговый флот, а
через неделю Карл II объявляет войну. Еще через
неделю и Людовик следует его примеру; ему не
только удалось убедить императора сохранять
нейтралитет, он даже сумел склонить на свою
сторону несколько немецких прелатов.
Курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм с
негодованием отверг предложение Людовика и стал
решительно на сторону Голландии, т. к. таким
образом он думал принести наибольшую пользу
своему отечеству.
То, что оба короля выискивали совершенно
незначительные поводы к объявлению войны, само
собой понятно, - их не стоит здесь упоминать.
Надо удивляться, что они вообще старались
придумывать поводы.
2. Развитие
французского флота
Следует несколько остановиться на французском
флоте, впервые принимавшем участие в морских
операциях. Лишь начиная с временем Кольбера мы
видим планомерное развитие французского флота.
Раньше различные начинания разбивались о
недостаток денег; теперь же флот создается с
определенной целью дать развиться морской
торговле и сделать из Франции первоклассную
морскую торговую державу, вырвать ее из тяжелого
финансового положения и создать более надежную
основу для ее экономического положения и
национального благосостояния. Кольбер понимал,
что для этой цели прежде всего необходимым
сильный флот.
Ему удалось провести в жизнь свои планы и видеть
плоды своего труда, но при все меньшей поддержке
короля флот стал приходить в беспорядок и после
смерти Кольбера, в 1683 г., почти окончательно
рзложился.
Кольбер успел создать почти невозможное, в
особенности после перехода должности "адмирала
Франции" в 1669 г. к четырехлетнему ребенку, и
назначения Кольбера полновластным морским
министром. В 1661 г., в начале его деятельности,
Франция обладала только 30 вооруженными военными
судами, из коих 3 имели более 30 орудий. Через пять
лет уже насчитывалось 70, из них 50 линейных
кораблей, а еще через пять лет французский флот
состоял из 196 судов. Кольбер довел численность
флота до 107 больших судов с 24-120 орудиями, из них
около дюжины с более чем 75 орудиями. Громадная
работа, особенно интенсивная до 1671 г.
Все это оказалось возможным лишь благодаря
одновременной энергичной постройке военных
портов с арсеналами и верфями, которая шла рука
об руку с развитием судостроения. Брест и Тулон
были намечены как главные базы и сильно
укреплены; Гавр, Дюнкерк и Ла-Рошель
предназначались быть опорными пунктами, оба
первых - лишь для мелкосидящих судов.
Кольберу приходилось бороться с трудностями:
лень, недостаточная работоспособность, даже
казнокрадство давали себя чувствовать в
ужасающих размерах. Мы не будем останавливаться
на государственной организации Франции того
времени - это бы нас завело слишком далеко.
Однако же французские верфи вскоре заслужили
всеобщую похвалу; англичане не раз признавали,
что они не могли бы работать так быстро и с такой
основательностью.
Свойственная французам любовь к порядку, их
систематичность и научное отношение к делу
выказали себя с блестящей стороны. Ни в чем не
было заметно излишней торопливости и
поверхности; все работы производились крайне
обстоятельно. Англичане были слишком уверены,
что они во всем первые, слишком превозносили себя
и бывали нерадивы.
При той основательности, с которой создавался
флот, при достигнутых уже громадных результатах
остается загадкой, каким образом такой дельный
народ как французы мог допустить столь быстрый
развал своего флота. Решение этого вопроса
заключается в том, что благодаря стремлению
Людовика играть руководящую роль на континенте в
шестилетней сухопутной войне, народ и
государственная казна почти совсем обеднели,
хотя его армия и земельные приобретения все
увеличивались.
Все в государстве пришло в застой. Король не
обладал государственными способностями, он не
обращал внимания на увядание торговли,
промышленности и земледелия, на нехватку везде и
всюду денег; созданные Кольбером верфи и базы
пришли в упадок, а с ними и сам флот. Блестящего
прежде флота к концу царствования Людовика почти
не стало; думать о поддержке судоходства, морской
торговли и промышленности не было ни у кого ни
времени, ни желания.
Этот период истории Франции служит ярким
примером того, что флот может процветать лишь в
том случае, если его основания, если все то, для
чего он главным образом существует -
судоходство, торговля и промышленность -
процветают. Оба взаимно дополняют друг друга,
одно без другого висит в воздухе. Кольбер все это
понимал своим гениальным умом и действовал
правильно; король сам легкомысленно разбил
созданное его гениальным министром новое и
грозное оружие.