Это интересно: Эрнану Кортесу предстояло покорить огромную империю, в которой доминировали племена ацтеков во главе с Монтесумой. Много других племён, населявших в то время территорию современной Мексики, были побеждены ацтеками, платили им дань, однако не смирились со своим униженным положением и постоянно стремились к избавлению от власти Монтесумы ... Читать далее →
В 1709 шведский
флот насчитывал 48 линейных кораблей и 11 фрегатов,
из них 7 линейных кораблей и 8 фрегатов находилось
в Готенбурге; верфи Карлскроны и Готенбурга были
расширены, число команды увеличено на 3000 человек.
Датский флот разросся до 42 линейных кораблей и 11
фрегатов, нескольких трехдечных кораблей имело
до 110 орудий. Кроме того, в Норвегии находилось
некоторое число галер и мелких судов. Кадровый
состав команды состоял из 4500 человек, офицерский
из 10 адмиралов, 120 офицеров и 60 кадетов.
В мирное время датским офицерам читались лекции
по тактике, по инициативе генерал-адмирала графа
Гелденлеве и адмирала фон Штокена; это в те
времена имело место лишь в датском флоте.
Как только датская армия отступила от
Карлскроны, генерал-адмирал граф Вахмейстер
принялся за вооружение шведского флота; но выйти
флоту не удалось, так как датский флот
крейсеровал перед входом в гавань. Датчане в
сентябре пошли в Данциг, чтобы перевезти туда 6000
чел. русских войск; но во время жестокого шторма
они потерпели столь тяжелые аварии, что 4
линейных корабля были совершенно выведены из
строя. Корпуса кораблей, и особенно такелаж,
сильно страдали во время штормов; особенной
ненадежностью отличались фордуны и бакштаги.
Такелаж часто бывал неудовлетворительного
качества или просто плохо пригнан. Новый главный
конструктор Юдикер сделал много новых полезных
нововведений. Условия жизни на датских судах, как
и на судах всех других флотов, были негигиеничны:
провиант и пиво не могли сохраняться долго,
плохая вода и неудовлетворительное
обмундирование способствовали распространению
болезней. В начале октября датские корабли были
снова в готовности.
Гелденлеве в бухте Киеге располагал 26 линейными
кораблями с 1700 орудиями, 5 фрегатами, 13 мелкими
судами и 40 пустыми транспортами; команды 10 000
чел. Флаг он держал на трехдечном 90-пушечном
корабле "Элефант". Датский флот стоял на
якоре в юго-восточном конце наружной бухты, на 10
саженной глубине.
21 сентября Вахмейстер вышел в море с 21 линейными
кораблями (более 1500 орудий), несколькими
фрегатами и мелкими судами. Флаг командующего на
трехдечном 96-пушечном корабле "Гата Леве".
Главные силы шведов направились к Зунду.
Датчане не выслали ни одного корабля на разведку,
так что 4 октября появление шведского флота было
совершенно неожиданным; сначала датчане приняли
неприятельские корабли за коммерческие. Как
только ошибка выяснилась, Гелденлеве был
принужден приказать обрубить канаты, чтобы
успеть выстроить боевую линию; он лег на норд-ост,
в бейдевинд правым галсом. Для этого датчанам
пришлось несколько спуститься, благодаря чему
расстояние между ними и шведами увеличилось.
Когда Вахмейстер приблизился на 15 кабельтовых,
он привел к ветру, чтобы отрезать неприятелю путь
в Зунд. Вскоре после двух часов пополудни его
флагманский корабль и близ идущие корабли
открыли огонь по головному датскому кораблю
"Данеброг", шедшему несколько наветре.
Корабль загорелся (возможно, что от огня
собственных орудий) и угрожал поджечь ближние
корабли и находившиеся под ветром транспорты.
Командир Ивер Хвитфельд мог бы спасти корабль и
команду, если бы он повернул подветер и
выбросился со своим кораблем на берег. Но при
проходе мимо подветренных кораблей они легко
могли бы быть подожжены.
Чтобы этого избежать и не расстраивать боевой
линии, герой-командир решил принести себя и своих
людей в жертву и стал на якорь между обоими
неприятельскими флотами. Около 4 часов
"Данеброг" взлетел на воздух; из 700 человек
команды, из-за очень свежей погоды, удалось
спастись только троим.
Сражение закончилось этим первым коротким боем
на контр-галсах, в котором даже не принял участие
весь флот, ибо свежая погода очень затрудняла
стрельбу. Два шведских корабля стали на мель
южнее Драгера. В 5 часов оба флота стали на якорь у
Стевнс Клинта, близко друг от друга, где
оставались и на следующий день. Шведы спасли
команды обоих ставших на мель кораблей, а сами
корабли сожгли.
Вахмейстеру удалось захватить транспорты,
возвращавшиеся из Данцига пустыми; ночная атака
брандеров не удалась. При стихающем ветре он 7
октября пошел обратно, по-видимому, из-за
недостатка провизии и своей сравнительной
слабости; кроме того, он намеревался помешать
перевозке русских войск и обеспечить посылку
шведских войск в Померанию. Датчане тоже скоро
вернулись на зимовку.
Беспечность датского адмирала непростительна;
ему необходимо было держать в море корабли, так
как о выходе шведского флота в море он был
осведомлен за 2 недели. Ему было приказано
провести транспорты в Данциг и на них оттуда
доставить войска; поэтому местонахождение
шведского флота ему должно было быть в точности
известно. Но он у своих же берегов оказался
застигнутым врасплох неприятельским флотом; это
тем менее понятно, что именно в этом направлении
несколько десятилетий назад адмирал Нильс Юэль
дал ряд блестящих примеров. Поведение
Вахмейстера 7-го октября тоже непонятно; защитить
свои транспорты он мог лучше всего оставаясь
вблизи неприятеля. Если уж он считал себя слишком
слабым для нападения, имея всего лишь 5 линейными
кораблями меньше, то полное отступление было
самым неправильным шагом, который можно было
предпринять. Вероятно, благодаря преклонному
возрасту (70 лет), он уже не обладал должной
энергией. Датский флот за ним не последовал,
несмотря на то, что время года не было еще слишком
поздним; вероятно, еще и тяжелые повреждения,
понесенные датскими судами во время последнего
шторма, принудили их быть осторожными. Этот бой
часто смешивается с большим морским сражением
перед бухтой Киеге 1 июля 1677 г.
В течение последних 10 лет каперская война в
Каттегате приняла громадные размеры. У входа в
Зунд крейсеровали преимущественно шведские
каперы; они подрывали судоходство и торговлю
всех наций. С самого начала войны Швеция выдала
множество каперских свидетельств. Так как флоты
западных держав были в то же самое время связаны
войной за испанское престолонаследие, то
торговля нейтральных стран на севере сильно
страдала. Особенно Голландия неоднократно была
вынуждена посылать значительные силы для
конвоирования.
Но эти конвоиры и правительственные крейсеры не
могли подавить морского разбоя, развившегося в
течение Северной войны до степени ремесла. Само
собой разумеется, что к понятию о военной
контрабанде начали относиться поверхностно; так,
например, всей нейтральные суда, шедшие в русские
порта, признавались шведами правильным призом.
Протесты представителей правительств
оставались безрезультатными. Так, например,
датский вице-адмирал встретил в Каттегате 22
английских купеческих корабля, шедших под
конвоем 4 фрегатов; он их всех осмотрел и захватил
в качестве призов 10 богато нагруженных судов из
Готенбурга.