Это интересно: Все знают, что жителей города Сибериса погубили тяга к непомерной роскоши и чревоугодие, не знающее никакой меры. Неумеренная, вошедшая в поговорку роскошь жителей этого города сделала их недееспособными, и город был разрушен кротонцами в 510 г. до н.э.
Но и в других землях Греции были люди, всё время, силы и средства отдававшие погоне за роскошью. Так, женщины на голову надевали высокие венки, на ноги — сандалии, уши украшали большими серьгами, рукава одежды or плеч до кистей рук не сшивали, а застёгивали множеством золотых и серебряных булавок ... Читать далее →
В Каттегате
часто происходили бои между шведскими и датскими
крейсерами и каперами. Дания была очень
озабочена обеспечением сообщений с Норвегией.
Часто большие транспорты посылались из
Фредриксхавна у Скагена в Фредриксвен,
расположенный у Христиания-фиорда. Датчанам
помогали против шведских каперов три русских
фрегата из Архангельска. Датские постановления о
каперстве должны были быть изменены по
требованию нейтральных государств.
Особенно отличался своей смелостью и
неустрашимостью норвежско-датский каперский
вождь, лейтенант флота Петр Вессель, известный
впоследствии под именем Торденскиольда.
В Финском заливе шведская эскадра блокировала
Кроншлот, но не рисковала на него напасть.
Незадолго до прибытия этой эскадры Петр I
овладел Выборгом. С моря Выборг был заблокирован
новым русским флотом под начальством голландца,
вице-адмирала Крюйса; царь служил на этом флоте в
чине контр-адмирала. Шведы начали блокировать
Выборг лишь осенью. Ежегодный транспорт войск и
боевых припасов в Померанию был готов только в
декабре. 8 декабря Вахмейстер высадил на Рюгене
13 000 человек, под начальством фельдмаршала
Стенбока, предназначенных для Штральзунда и
Висмара. Как в Померании, так и в Мекленбурге,
Голштинии, Бремене и Богуслене война велась
весьма не энергично. Дания продолжала
действовать не планомерно и не энергично. Это во
многом было следствием распространившейся на
берегах Балтийского моря чумы, которая из Польши
через Данциг и Ригу была занесена в Стокгольм,
Карлскрону и Копенгаген. Летом 1711 г. она уже
насчитывала 30000 жертв в Стокгольме и почти
столько же в Копенгагене - половина населения
столицы.
5. Ход войны с 1712
до 1714 гг.
Тем временем
Петр, после краткой войны на юге с Турцией, должен
был бесславно отступить; он с большим трудом
избег плена. Азов пришлось снова вернуть Турции.
В 1711 г. царь послал 24-тысячное войско
состоявшее из русских, поляков и саксонцев, через
Пруссию в Мекленбург, где оно у
Штральзунда-Висмара соединилось с датскими
войсками. Король Пруссии Фридрих I лишь слабо
протестовал против этого; когда он для своей
защиты вернул несколько батальонов из
Нидерландов, в Вене этим были очень недовольны.
Фридрих I писал, что "Пруссия как бы в
зависимости от милости царя".
Карл XII, нашедший приют у турок, посылал ряд
приказаний для освобождения Штральзунда, но чума
и недостаток денег не дали возможности их
выполнить.
Чтобы захватить Штральзунд, датчане хотели
предварительно овладеть водным пространством,
очень мелким, южнее Рюгена. В конце июля 1712 г.
вице-адмирал Сегештедт был туда послан с
флотилией мелкосидящих судов, в сопровождении 11
линейных кораблей под флагом вице-адмирала
Барфуда. 28 июля Сегештедт стал на якорь у
маленького острова Рудена; его флаг был на
"Дитмаршене", маленьком, построенном
специально для Эльбы линейном корабле, с осадкой
11 футов и 46 орудиями. Он, кроме того, еще
располагал плоскодонными плотами с
многочисленной артиллерией, специально
построенными Юдикером, и баркасами линейных
кораблей.
Внутри Нейтифа (теперь оно называется Ландтиф),
между Рюгеном и Руденом, под командой Генка
находилось шесть небольших штральзундских
фрегатов и 6 мелких судов с 182 орудиями, против 172
датских орудий. Батарея на Зюйд-Пеерте (Рюген)
защищала узкий фарватер, который, кроме того, был
загражден большими якорями и пр.
Несмотря на несколькодневные ожесточенные бои,
Сегештедт продвигался вперед очень медленно; он,
наконец, решил предпринять обход и послал часть
своих сил южнее Рудена, после чего Генк отступил.
Штральзунд теперь был отрезан от моря, также и с
востока; подвоз союзному войску был обеспечен
датским флотом. Но до наступления весны датские
корабли ушли к себе.
В Швеции Стенбок собрал новое войско в 10 000
чел.; Гелденлеве был назначен командующим
эскадрой из 16 линейных кораблей, стоявшей у
Рюгена. Царь Петр с ее помощью намеревался
высадиться на Рюгене, но это не удалось, ибо
Гелденлеве должен был в конце августа пойти для
наблюдения за шведами к Борнхольму; под его
командой уже находилось два русских фрегата. 3
сентября Вахмейстер покинул Карлскрону;
Гелденлеве медленно отступил перед 25 шведскими
кораблями. Он, кроме того, имел сведения, что
английский флот в составе 17 линейных кораблей
вышел в Зунд, чтобы присоединиться к шведам. На
обратном пути одно из мелких его судов попало в
руки шведов; несмотря на то, что это было
специально оборудованное госпитальное
судно, - вероятно, первое в Балтийском
море - команда поспешила спастись на шлюпках.
Вахмейстер стал на якорь у Траллеборга, а
Гелденлеве у Драгёра, чтобы прикрыть Зунд. Шведы 7
сентября снова пошли на восток для защиты
транспортного флота, ставшего в 1-2 милях
западнее Арконы на якорь.
Гелденлеве получил подкрепления из Каттегата;
вскоре в его распоряжении было 23 линейных
корабля, 6 фрегатов и 3 брандера. Сильные
противные ветры мешали ему идти на восток. Он
покинул бухту Киеге 23-го сентября и медленно
приближался к Арконе. Вахмейстер и Стенбок
удачно использовали последние недели и успели
высадить все войска; выгрузка артиллерии, боевых
припасов и прочего боевого снаряжения еще были в
полном ходу.
22 датских линейных корабля показались в виду
стоявшего на якоре шведского флота. Вахмейстер с
29 линейными кораблями немедленно снялся с якоря
и при северо-западном ветре встроил боевую линию.
Но Гелденлеве привел к ветру, поэтому шведский
флот в полночь стал на якорь севернее Дорнбуша,
за исключением дозорных судов. На следующий день
оба флота долго маневрировали друг против друга;
Вахмейстер хотел транспортам дать время
закончить выгрузку, а Гелденлеве хотел их
уничтожить, не дав в то же время себя отрезать от
Копенгагена.
Утром 29-го был легкий туман; ветер быстро перешел
к северо-западу; шведские главные силы очутились
под ветром и северо-восточнее своих транспортов.
Этим воспользовался Гелденлеве и протиснулся
между обоими неприятельскими флотами.
Вахмейстер быстро оценил изменившуюся
обстановку, он приказал транспортам выйти в море
и следовать за ним. Но не многие транспорты
исполнили его приказание; большинство либо не
поняло его сигнала, либо не могло выйти в море,
так как командиры были на берегу.
Легким кораблям адмирала Гелденлеве (одним из
фрегатов командовал Петр Вессель)
посчастливилось захватить 15 транспортов и сжечь
40; остальным 40 удалось уйти, но почти все они
погибли во время шторма. Шведский флот не вступил
в бой, датчане его преследовали, но из-за
недостатка провизии и полученных в шторм тяжелых
повреждений должны были вскоре вернуться.
С уничтожением транспортного флота погибло
очень много военных припасов; ввиду того, что
дальнейшая их перевозка также не удавалась,
положение Стенбока в Штральзунде стало вскоре
очень затруднительным; он решил пробиваться в
Голштейн. Он покинул Штральзунд 20-го октября и
разбил датчан 20-го декабря у Гадебуша, в
Мекленбурге. Альтона была сожжена 8-го и 9-го
января 1713 г.; Стенбок оказался запертым в
Тённинге. В мае он капитулировал у Ольденсворда,
но Тённинг пал лишь в начале 1714 г. Штральзунд
пока еще держался.