Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Войны на море. Продолжение / Великая северная война

Великая северная война. Часть 15

Великая северная война. Часть 15

Морской бой у Фемарна и решительный успех датчан у Бюлка имели большое политическое значение: Пруссия и Ганновер заключили союз с Данией, Ганновер хотел закрепить за собой приобретенные от Швеции области Бремен-Верден и обязывался поставить 6000 чел. солдат; Пруссия поставила артиллерию для осады Штральзунда и, кроме того, должна была уплачивать ежемесячно 30 000 талеров на содержание датского блокирующего флота. В начале июля пруссаки и саксонцы выступили из Штеттина, а датчане из Растатта против Шатральзунда, к которому подошли в конце того же месяца; общая численность союзной армии достигла 50 000 человек.
В конце апреля датский линейный флот под флагом вице-адмирала Рабена вышел к Рюгену; флотилия Сегештедта, в прошлогоднем составе, последовала за ним позднее. 18 июля обе части стали на якорь у Пеерда, снаружи Нейтифа: Рабен с 16 линейными кораблями и несколькими фрегатами, Сегештедт с 31 мелкими судами (230 орудий). Внутри Нейтифа стало 7 шведских судов; обе стороны Нейтифа были защищены береговыми батареями.
На следующее утро внезапно появился шведский флот в составе 21 линейного корабля под флагом адмирала барона Спарре, в сопровождении большого транспортного флота. Датчане были и на этот раз столь же небрежны в дозорной службе, как и в 1710 г. (Гелденлеве у Киеге). Неосведомленность обеих сторон следует признать непростительной ошибкой, так как оба флота имели главной задачей защиту каботажных или транспортных судов. Малое число фрегатов не могло служить извинением: просто-напросто отсутствовала какая-либо тактико-стратегическая разработка плана операции. Невольно напрашивается вопрос, как могло случиться, что несмотря на незначительные расстояния между Копенгагеном - Карлскроной и Рюгеном, ни один из флотоводцев не знал о местонахождении другого!
Положение Рабена было тяжким, ибо флотилия Сегештедта стояла незащищенной вне Нейтифа. Что делать? Выжидать ли нападения неприятеля на якорь? В последнем случае он рисковал флотилией, предназначавшейся для специальной боевой задачи. Имея на 5 линейных кораблей меньше, Рабен считал себя слишком слабым, чтобы напасть самому на противника и, прежде всего, на его транспортный флот, сильно связавший шведов. Это было рискованно также из-за датской флотилии, которая оказалась бы в опасном положении. Он немедленно снялся с якоря и ушел, пользуясь ветром с востока-северо-востока, на север, рассчитывая, что Сегештедту, с своими плоскодонными судами, удастся укрыться от шведов.
Адмирал барон Спарре, получивший от короля категорическое, но глубоко неправильное, приказание не вступать в бой впредь до новых инструкций и во что бы то ни стало доставить на место войска, был очень связан в своих действиях; не обладая достаточной инициативой и чувством ответственности, он не сумел использовать создавшихся обстоятельств. Спарре привел к ветру на предельном расстоянии орудийного выстрела; транспортный флот оставался мористее. Передние корабли Спарре были на траверзе концевых датских кораблей и вступили с ними в короткий бой, после чего Спарре спустился к югу, к своим транспортам. Рабен думал лишь о собственной безопасности и пошел к Мёену; это было тяжелым упущением, ибо датская флотилия оставалась на юге беззащитной, а шведским войскам была дана возможность высадиться беспрепятственно. Рабену следовало оставаться в непосредственной близости, чтобы постоянно угрожать противнику.
Спарре прозевал энергично броситься на Рабена; лучшего случая напасть порознь на каждую из неприятельских эскадр, нельзя себе представить. Рабен буквально держался королевских инструкций, и это показывает его недостаточную решительность. Нельзя однако же не упомянуть, что поражение флота было бы равносильно уничтожению всех транспортов. Итак обоим адмиралам недоставало веры в свои силы и смелости пойти на риск. Спарре стал на якорь в Прорер-Вике и быстро выполнил свою задачу, выгрузив войска и боевые припасы.
Теперь началось нападение на Сегештедта, которым лично руководил Карл XII. Спарре получил приказание оставаться у Ясмунда, чтобы отразить Рабена в случае его появления; лишь 5 линейным кораблям было приказано действовать против Сегештедта снаружи; береговые укрепления и штральзундские суда должны были действовать изнутри. Тем временем Сегештедт перешел по отмели восточнее Рудена к северо-восточной оконечности Узедома, где он стал на якорь под защитой берега и отмелей и 24 июля донес Фредерику V в Штральзунд о своем опасном положении. Король Фридрих-Вильгельм обещал Сегештедту, который ему был подчинен, повести на Узедом наступление с юга, дабы облегчить положение флотилии. Чтобы обезопасить последнюю с моря, Фридрих-Вильгельм немедленно вошел в соглашение с датским и английским правительствами и, кроме того, непосредственно попросил находившегося в Балтийском море английского адмирала Норриса оказать помощь.
Положение Сегештедта становилось все опаснее: с моря неприятельский флот, со стороны Боддена - флотилия, с суши - неприятельские полевые батареи; но все-таки ему удалось удержаться. Карл XII с одного из линейных кораблей лично руководил операцией. Наконец пруссаки заняли 29 июля Волгаст и 31-го Узедом. Положение Сегештедта сразу стало легче; после 11 дневного упорного сопротивления полевые батареи и мелкие суда противника отошли.
Рабен тем временем получил подкрепление из 5 линейных кораблей; но вместо того, чтобы ближе подойти к противнику, его беспокоит и освободить Сегештедта, он лавировал между Мёеном и Рюгеном. 4 августа он направился на восток, но из-за штиля ему удалось лишь 8 августа подойти к Спарре около Стуббенкаммер. При свежем северо-западном ветре он атаковал противника. Его флот насчитывал 21 линейный корабль, 4 фрегата и 2 брандера; авангардом командовал вице-адмирал Иост Юэль, арьергардом вице-адмирал Трэль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Далее Великая северная война. Часть 16