Это интересно: Всех пленных юношей — неверных (т.е. немусульман) — надо зачислять в наше войско», — такой совет дал султану Орхану визирь и главный воинский судья Аллазддин. Эта идея была осуществлена при султане My раде I (1360— 1389 гг.) ... Читать далее →
4. Война на
Балтийском море и у его берегов 1709-1711 гг.
Положение в
Западной Европе во время войны за испанское
престолонаследие привело к тому, что император
не мог препятствовать проходу Карла XII через
империю и его победе над курфюрстом саксонским,
на собственной земле последнего. Английские и
голландские государственные деятели проявили
большое дипломатическое искусство, не дав этим
двум одновременным большим войнам слиться в
общую европейскую войну. Молодое Прусское
королевство, основанное 18 ноября 1701 г.,
расположенное между обоими театрами войны,
совершенно продало себя императору и морским
державам. Оно всецело находилось под влиянием
Великого Союза, интересы которого требовали
локализации войны на северо-востоке.
После великой своей победы Петр заключил новый
союз с Польшей и Саксонией и решительно принял
немедленно предложенный ему Данией в октябре
наступательный и оборонительный союз. Датчане
намеревались высадиться в Сконии и одновременно
вторгнуться в Швецию со стороны Норвегии; Россия
должна была наступать из Финляндии. Западные
державы, Голландия, Англия и Франция, делали все
возможное, чтобы помешать этому плану, но
безрезультатно. Новая коалиция предоставила
царю снова полную свободу действий в Финском
заливе, а это было единственной и во всяком
случае, самой важной целью его стремлений.
Датский план войны предусматривал после высадки
в Сконии немедленный поход на Карлскрону, чтобы
взять эту слабо защищенную с суши базу шведского
флота. Диверсии на севере и в Богуслене должны
были облегчить эту операцию. Ясный, правильно
охватывающий главную цель план, благодаря
которому силы оставались сосредоточенными.
Высадка состоялась в середине ноября, но вместо
того, чтобы быстро двинуться вперед, датское
войско, крайне неудовлетворительно вооруженное,
опять задержалось у ближних крепостей;
Гельсингборг пал лишь в начале января.
Тем временем граф Стенбок, губернатор Сконии,
собрал 20-тысячное войско, с которым он оттеснил
стоявших у Карлскроны датчан. 10 марта 1710 г. он
разбил последних на голову у Гельсингборга;
потеряв 4500 человек и все орудия, датчане должны
были вернуться в Зеландию. Датская армия и ее
вожди снова высказали свою несостоятельность; у
них не было какой-либо энергии; внутреннее
управление армией также было совершенно
неудовлетворительным. А Карлскрону взять,
по-видимому, было нетрудно, так как гавань и все
ближние воды были покрыты льдом.
После Сконской войны шведы немало поработали над
развитием своего флота. Особенно важным
оказались работы в области так называемой
"морской стратегии мирного времени". Во
время войны неоднократно сказывалось неудобство
слишком северного расположения главных баз
флота, Даларё и Стокгольма. Весной шведские
корабли из-за льда могли выйти в море позже, чем
датские, осенью они должны были возвращаться
раньше. Во время боевых операций эти базы были
слишком удалены от главного театра войны, т. е.
южной части Балтийского моря, а также и от
защищаемого флотом померанского побережья.
Кроме того, входы и выходы из Стокгольма для
парусных судов были очень затруднительны.
Шведам пришлось создавать новый военный порт на
юге; после долгих размышлений они остановились
на выборе острова Трутс, на котором основали
военный порт и верфь Карлскрону. Уже в начале 80-х
годов там был спущен первый большой корабль;
фортификационные работы подвигались
значительно медленнее.
Личный состав шведского флота состоял из 10
адмиралов, 200 офицеров и 10 000 чел. команды; из
них 1600 чел. постоянного кадра. Шведы улучшили
свою своеобразную систему наборов рекрутов;
многие деревни, поставлявшие раньше всадников,
теперь должны были поставлять матросов.
Производившиеся время от времени мобилизации
эскадр значительно поднимали степень боевой
подготовки личного состава; так, например, в
1690 г. для поддержки Нидерландов была
отправлена в Готенбург эскадра из 10 линейных
кораблей. Для конвоирования нередко вооружались
специальные корабли. Были введены новые
инструкции и уставы для упорядочения службы.
Характерен новый закон, по которому офицерам и
командам, захватившим приз, разрешалось грабить
имущество неприятельских офицеров и команды
состоявших с ними в равных чинах; лишь после
этого корабль переходил в собственность
государства.
Лоцманская часть была значительно улучшена; был
произведен ряд промеров, но новые карты пока еще
оставались государственной тайной. С великими
морскими державами шведы заключили договоры
относительно контрабанды; уже тогда был
установлен принцип, что флаг прикрывает груз.
Кальмарская и Рижская верфи работали так
усердно, что к 1648 г. было готово 30 линейных
кораблей и 10 фрегатов; с того времени Карлскрона
ежегодно поставляла два-три новых корабля. В
конце столетия в Готенбурге была устроена
небольшая верфь. Линейные корабли строились с 50
пушками и более; в нижних батареях
устанавливались 18-фунтовые орудия. Корабли эти
имели очень полные обводы, ибо шведы считали, что
длинные корабли труднее управляемы, а элементу
быстроходности они не придавали большого
значения. Шведские корабли внутри имели очень
ограниченное место для размещения команд и
обслуживания орудий и такелажа; для боевых
припасов и провианта было оставлено минимальное
количество места. Суда очень кренились даже при
свежем бризе и были так валки, что в небольшую
сравнительно волну приходилось задраивать порты
нижнего дека. Орудия, как и во всех прочих флотах,
были весьма разного калибра, даже в одном деке,
что значительно усложняло действия во время боя.
В 1700 г. шведский флот насчитывал 42 линейных
корабля и 12 фрегатов с 13 000 чел. команды.
Коммерческий флот состоял из 900 судов, которые
могли быть перевооружены для военных целей.