Это интересно: Предшественник современного Сингапура — Тумасик (по-явански «город у моря») — известен с VII в. как важный торговый центр империи Шривиджейя. Когда в XIII в. империя распалась, он сделался самостоятельным государством. В XIV в. это самый оживлённый порт Малакк-ского пролива. Китайские мореходы называли его гавань «пастью дракона». По свидетельству малайской хроники, «слава о городе и его величии разнеслась по всему свету». Центр Тумесика находился на склоне холма, сохранившегося до настоящего времени. Здесь ра...... Читать далее →
Датский флот в
конце Сконской войны был на большой высоте; его,
как любимое оружие страны, всячески старались
развить в течение двух последующих десятилетий.
Нильс Юэль умер в 1697 г.; через два года
скончался его король Христиан V, после
которого вступил на престол Фредерик IV;
последний назначил родного сына Христиана V,
22-летнего графа Гелденлеве, генерал-адмиралом;
при нем состоял в качестве советника барон Иенс
Юэль.
Датский флот обладал отличным офицерским
составом; чины и списки старшинства были
установлены в 1686 г. Не дворяне допускались в
офицеры флота уже в течение более 20 лет. Если
морские кадеты не находили себе применения на
службе на военном флоте, их командировали на
коммерческие суда для дальнейшего
усовершенствования в морском деле. Иностранцев
во флот больше не принимали. Правильно
организованное морское училище - наподобие
основанных Людовиком XIV в 1689 г. в Бресте,
Рошфоре и Тулоне, было основано лишь в 1701 г.
Навигационные школы и распространение книг по
различным отраслям морской службы много
способствовали развитию личного состава.
Назначение на суда морских солдат подняло
дисциплину; весьма полезно отразилось на
здоровье команды введение точной номенклатуры
питания. В английском флоте это было сделано лишь
в XX столетии. В 1700 г. в датском флоте было свыше
700 офицеров, в числе их 6 флагманов и 24 морских
кадет; постоянный кадр команд состоял из 5000 чел.,
не считая морских солдат.
Флот дважды был мобилизован, что очень
способствовало его усилению. В 1683 г., когда
Швеция и Голландия заключили союз против Дании и
Франции, под командой Нильса Юэля было 40 линейных
кораблей, из них 13 французских, 6 фрегатов (из них 2
французских), 8 брандеров (из них 4 французских);
адмирал де Превилл считал для себя честью
плавать под начальством знаменитого датского
адмирала во время его крейсерства в южной части
Балтийского моря. Когда в 1689 г. ожидались
осложнения со Швецией, датчане мобилизовали 25
линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 брандеров, также
под командой Нильса Юэля; но до войны дело не
дошло. В 1696 г. были сформированы две дивизии
фрегатов, каждая под командой вице-адмирала для
двухстороннего маневрирования; через два года
Гелденлеве приказал вооружить 8 кораблей
специально для тактического маневрирования. Это
был очень дешевый и практичный прием, не
употреблявшийся в других флотах.
В Дании также перешли от эмпирического
судостроения по моделям к научным методам; в
1690 г. 30-летний студент-математик Оле Юдикер был
назначен начальником кораблестроительной школы
и корабельным конструктором. После удачной
постройки большого 92-пушечного корабля
"Данеброг" он был назначен главным
конструктором флота.
Насколько плохо прежде помещались судовые
команды, можно видеть по следующим данным: третий
флагманский корабль Нильса Юэля в сражении перед
бухтой Киеге в 1677 г. "Шарлотта-Амалия" был
141 фут длиной, имел 46 орудий и 450 человек команды;
"Христиан V" был 174 фута длиной, имел 86
орудий и 670 человек команды. Лишь часть команды
могла спать в подвесных койках, все остальные
спали просто на палубе, в страшной тесноте; новые
суда строились повместительнее. В западных
флотах этот вопрос обстоял совершенно также.
Датский флот в 1700 г. состоял из: 33 линейных
кораблей (44-110 пушечных), 9 фрегатов (20-40
пушечных), 33 мелких судов (большинство специально
для шхер) и 27 судов береговой обороны (с 1200
орудиями). Общее число орудий достигало 2800; почти
1800 человек было необходимо для комплектования
всех судов флота. Верфь Копенгагена был
расширена, а военная гавань углублена; постройка
дока не могла быть закончена из-за технических
условий, поэтому большие корабли приходилось
килевать, к большому для них вреду. Первый док был
закончен лишь в 1731 г.
Кроме оборудования небольших верфей в Глюкштаде
и Христансанде, следует еще упомянуть об
устройстве особого опорного пункта на маленьком
островке Христиансе северо-восточнее
Борнхольма. Это был очень важный пункт для
наблюдения за вновь построенным портом
Карлскрона; он годился лишь для маленьких судов,
как станция для флота Христиансе был слишком мал.
Построенные в 1683 г. укрепления поддерживались
до 1856 г.; небольшому числу мелких судов этот
порт мог быть убежищем в навигационном и военном
отношении.