Это интересно: 25 сентября 1513 г. отряд испанцев из 67 человек подошёл к тому месту, откуда, поднявшись на гору, можно было, по словам индейцев, увидеть «необъятное море». Подъём начали все вместе, однако недалеко от вершины предводитель конкистадоров Веско Нуньес де Бальбоа дал команду остановиться. От вершины и всемирной славы первооткрывателя Тихого океана его отделяли несколько десятков метров ... Читать далее →
Одновременно с
войной за испанское наследство на северо-востоке
Европы разгорелась другая война. Но обе они не
слились в общую европейскую войну, несмотря на
то, что дело неоднократно к этому клонилось.
Русское судоходство и торговля до 1300 г.
поддерживались исключительно только Новгородом,
расположенным юго-восточнее Петербурга, но в
последующее время Новгород был вытеснен с
Балтийского моря. Сообщение с Западной Европой
возобновилось через Северный Ледовитый Океан
лишь при Иване IV, после 1550 г. Зато благодаря
заключенному в 1517 г. со Швецией Столбовскому
миру Россия оказалась снова оттесненной от
Балтийского моря. Царь Алексей, в середине XVII
столетия, намеревался создать флот, но шведы
сумели быстро уничтожить его стремления выйти к
Балтике.
Лишь Петру Великому было суждено осуществить
стремление его предков. Он родился 30-го мая
1672 г. и уже 17 лет сделался самодержцем. Крайне
интересны его многочисленные морские
импровизации на некоторых реках и внутренних
озерах, где на шлюпках он занимался военными
играми. В 1695 г. он посетил Архангельск; в его
присутствии оттуда вышел в море первый русский
корабль под утвержденным им новым военным
флагом. Постоянное общение Царя с
кораблестроителями, моряками и купцами дало ему
возможность все больше и больше проникаться
морскими интересами; он лично предпринимал ряд
плаваний. Петр глубоко понимал значение
западноевропейской культуры и полную отсталость
в этом отношении его соотечественников.
На юге дела
обстояли несколько лучше. Уже в средние века там
действовали большие русские флоты, спускавшиеся
из рек к Черному и Каспийскому морям. Царь Петр
решил выстроить большую судостроительную верфь
на Дону у Воронежа, вблизи больших дубовых лесов,
где в 1696 г. был спущен первый большой
76-пушечный корабль; там же вскоре были выстроены
две дюжины галер и малые суда. Азов был взят, и
Россия снова получила выход к Черному морю.
Командиры и офицеры вновь созданного флота по
преимуществу были голландцы и англичане.
Предпринятое в 1967 г. царем путешествие в
Западную Европу ознакомило его более подробно с
судостроением, морской торговлей, военными и
торговыми флотами; самое сильное впечатление на
него произвела Англия; при виде маневрирования
английского флота он воскликнул: "Если бы я не
был Русским Царем, то желал бы быть английским
адмиралом".
Во время своего пребывания в Голландии и Англии
Петр заключил целый ряд контрактов с мастерами,
моряками и купцами, чтобы способствовать
постройке военных и коммерческих кораблей.
Молодых людей он неоднократно посылал за границу
для пополнения образования.
Петр I ясно понимал необходимость создать
обширную морскую торговлю, дабы поднять культуру
его страны. Для этой цели России было необходимо
найти выход к морю; последнее занимало все
помыслы царя. С железной энергией он провел в
жизнь свои планы создания морской силы, что не
удавалось ни одному из его предшественников.
Лишь благодаря ему, совершенно отрезанная от
Европы два столетия тому назад, Россия могла
подвинуться к ней ближе.