Это интересно: Очищение Германии от «еврейского засилья» было одной из основных программных установок Гитлера. Антисемитизм нацистов вырастал из старых националистических предрассудков, а также условий политической борьбы конца XIX — первой трети XX вв. В это время еврейское национальное движение начало превращаться во влиятельный фактор международной жизни, а многие евреи стали играть важную роль в буржуазно-демократических, социал-демократических и коммунистических партиях. Они выступили по сути дела в роли ниспровергате...... Читать далее →
После Орлеанской войны
Нидерланды уделяли мало внимания своему флоту.
Происходило это потому, что убытки, понесенные
торговлей и судоходством маленькой страны, еще
не могли быть восполнены и что адмиралтейства и
прибрежные провинции, которые несли все тяготы
по вооружению флота, были до того в долгу, что
многие капитаны в течение долгих месяцев не
получали жалованья. Но Вильгельму III удалось достать денег, и в 1701 г.
было заложено 12 новых кораблей; старые корабли
были отремонтированы, а верфи снабжены запасами.
Два полка морской пехоты были привлечены для
пополнения некомплекта команд и, как в Англии,
оказали не малые услуги усилению дисциплины на
флоте.
В 1700 г. голландский флот все еще не насчитывал
свыше семидесяти 60-96 пушечных кораблей, не
считая строящихся. Но после смерти в марте
1703 г. Вильгельма III начался развал; не
доставало сильной центральной власти, так как
новый штатгальтер не был выбран, и тем самым
упразднилась должность генерал-адмирала.
Генеральные Штаты, провинции и адмиралтейства
начали снова работать самостоятельно, другими
словами, своевольно; старые распри разгорелись
вновь, и в результате из 30 заложенных вновь
кораблей, к концу войны, то есть 1713 г. были
готовы только лишь 21.
Голландия не могла даже вооружить
установленного по договору с Англией ежегодного
количества судов; всюду недоставало денег, так
как внутренние провинции не посылали своей доли
в расходах, а торговля и судоходство сильно
страдали. К тому же Нидерланды должны были
ставить значительно больше сухопутных войск, чем
Англия. В Средиземном море было занято около 12-20
линейных кораблей с 8 фрегатами, в Северном море и
Канале находилось почти такое же количество
судов; кроме того, ежегодно требовалось 3-40
линейных кораблей для конвоев. Великая Северная
война, вспыхнувшая на северо-востоке Европы,
сильно подрывала голландскую торговлю и
предъявляла большие требования к ее вооруженным
силам. Репутация голландского флота падала из
года в год; англичане начали на него смотреть
свысока, но все-таки пока еще с ним приходилось
считаться.
Во Франции та же картина; повсюду ощущался острый
недостаток в средствах, что не могло не сказаться
на личном составе и материальной части флота. Сын
Поншартрена не мог в должности морского министра
заменить отца и добиться тех же успехов из-за
необходимости быть крайне экономным. Убыль
кораблей не пополнялась постройкой новых;
имевшееся на лицо количество судов не
содержалось в должном порядке; со 120 (более
40-пушечных) кораблей между 1700 и 1712 гг. число их
упало до 85, причем, почти все были в
неудовлетворительном состоянии. То же
происходило и с боевыми запасами, хотя, например,
в кампании 1705 г. было задействовано более 50
линейных кораблей.
И в делах личного состава царил беспорядок; между
строевыми офицерами и служащими в береговых
учреждениях началась такая рознь, что о дружной
совместной работе не могло быть и речи. Способы
ведения войны - каперская и крейсерская -
конечно, не могли поднять духа моряков. Многие
офицеры перешли на каперские суда, что весьма
вредно отражалось на воинской дисциплине. Пример
офицеров отразился и на матросах: добровольно
никто больше не желал служить на военных судах,
так что команды вербовались насильно.