Это интересно: Отвага финикийских мореходов поражала воображение современников. Жажда наживы и любопытство побуждали моряков Тира и Сидона к дальним и опасным плаваниям в Атлантике. Примерно в 600 г. до н.э. египетский фараон приказал финикийским морякам обогнуть Африку по морю. Греческий историк Геродот рассказывает об этом путешествии: «Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место Ливии ни попадали всюду обрабатывали землю («Ливией» Геродот называет всю Африку)... а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы столпы (т.е. прошли пролив Гибралтар) и прибыли в Египет» ... Читать далее →
Как было
упомянуто, это сражение - первое, которое оба
флота - главным образом англичане -
провели в более или менее сомкнутом строю,
кильватерной колонне в бейдевинд.
Весь бой нельзя было провести в сомкнутом строю,
так как беспорядок среди голландцев принудил
англичан к особым мерам; к тому же разнотипность
судов и неопытность капитанов сильно затрудняли
маневрирование. Но все-таки, насколько возможно,
начатый англичанами бой в тесно сомкнутой
кильватерной колонне под малыми парусами, на
небольшой дистанции, был ими впервые проведен
тактически правильно, по узаконенным заранее
инструкциям.
Мы встречаем подобные боевые походные
инструкции в голландском флоте лишь после этого,
неудачного для них, сражения; как в Англии герцог
Йоркский, так в Голландии де Рюйтер считаются
инициаторами в этом направлении.
Трехдечные английские корабли неоднократно
показывали свою силу в боях; их преимущества
сказались с первых же залпов и в сомкнутом строю;
благодаря их превосходящему огню и более
крупному калибру орудий, перевес оказался на
стороне англичан.
Мы видим, что из опыта последних десятилетий
постепенно создались твердые правила и
определенные нормы, исходя из которых начали
работать дальше и выработали определенные
боевые инструкции.
В Голландии,
вскоре после боя, была созвана комиссия
адмиралов, установившая следующие правила:
1) Флот делится на 3 эскадры, если в нем больше 60
судов; каждая эскадра делится на 3 отряда:
авангард, центр и арьергард.
2) Эскадры обозначаются особыми названиями и
флагами; каждой эскадре заранее присваивается
определенное место для различных боевых строев.
3) Каждый корабль получает определенное место
в эскадре, которое обязан сохранять любой ценой;
в случае невозможности он извещает об этом
флагмана.
4) Если командир без особых причин выходит из
строя, он последовательно подвергается
наказаниям: на первый раз - 100 гульденов,
затем - 200 гульденов, в третий раз -
разжалование.
5) Каждый командир должен следовать движениям
флагманов, в случае неисполнения - смертная
казнь.
6) Враг должен преследоваться только по
особому приказанию и с превосходящими силами.
7) Для каждой эволюции, маневра, строя и т. п.
устанавливаются особые сигналы.
8) Начальник обязан каждое утро высылать три
быстроходных фрегата и галиота для
рекогносцировки.
9) Начальник обязан заранее назначать
различные для каждой местности рандеву.
10) Если корабль будет захвачен, командир
обязан выбросить за борт важные документы,
сигнальные книги и т. п., привесив к ним грузы.
Дальнейшие статьи касались дисциплины, в
особенности взаимоотношений начальников и
офицеров, - что было весьма важно и нужно.
Теперь нам многие из этих правил кажутся до того
очевидными, что приходится удивляться, что их
тогда нужно было издавать; однако не следует
забывать, что постоянные флоты и армии с тесно
сплоченным офицерским корпусом начали
создаваться лишь в те времена. Не было теории
ведения войы: выдающиеся люди еще не делились
опытом в опубликованных трудах с широкими
массами результатами своего знания и мышления.