


![]() |
![]() |
Случайные страницы:
Это интересно: |
Главная / История войн на море / История мореплавания и морской торговли до 500 г. до н. э.
История мореплавания и морской торговли до 500 г. до н. э.. Часть 8![]() Наличие в Древнем Египте судоходных каналов в эпоху Нового царства засведетельствовано археологией. Следы канала, построенного при Рамзесе II, были обнаружены при прорытии современного пресноводного канала. Он проходил мимо городов Пи-Рамессу, Бубастиса и Пифома, где были воздвигнуты гранитные стелы с надписями, восхваляющими царя и его смелый гидротехнический замысел. Ничего, однако, не указывает на то, что канал этот соединил два моря. Следы еще одного судоходного канала были обнаружены израильскими геологами в северо-восточном углу Дельты (к востоку от Кантары). Они предположили, что этот канал некогда проходил до Нила через Вади Тумилат, хотя доказать это пока не удалось. Вдоль того участка "Восточного канала", который лежит между Суэцем и Газой, найдены многочисленные поселения эпохи Нового Царства, что позволяет датировать его строительство не позже этого времени. С этим же каналом некоторые исследователи связывают рельеф Сети I (1290-1279) в Карнаке, где царь представлен пересекающим укрепленный мост, переброшенный над кишащем крокодилами водным пространством. В надписи оно именуется "разделяющими водами" (та денат). Возможно, это тот самый "Восточный канал", или "Пути Гора", как он назван в других текстах. В связи с вопросом о канале следует упомянуть еще одну экспедицию в Пунт, которая описана в так называемом "Папирусе Гарриса" - завещании Рамзеса III (1185-1153): "суда были нагружены египетскими товарами без числа. Причем они сами [суда], числом в десятки тысяч отправлены в море великое - Му-Кед. Достигают они страны Пунт. Нагружены суда и ладьи продуктами Страны Бога, всякими чудесными и таинственными вещами их страны, многочисленной миррой Пунта, нагруженной десятками тысяч, без числа ее. Достигают они, будучи невредимыми, Коптосской пустыни. Причаливают они благополучно вместе с имуществом, доставленном ими. Нагружают они его для перевозки посуху на ослов и на людей и грузят на суда на реке, на берегу Коптоса, и отправляют вверх по реке перед собой". Далее История мореплавания и морской торговли до 500 г. до н. э.. Часть 9 → |
