Случайные страницы:
Это интересно: |
Главная / Средние века / Тибет
Тибет. Часть 5В1392 г. начал свою проповедническую деятельность Цзонхава — глава школы Гелукпа. Его последователи учредили преемственность власти двух своих высших духовных лиц — далай-ламы, осуществлявшего верховное административное руководство, и панчен-ламы, занимавшегося делами божественными. Не имея достаточных сил для подавления противоборства как светских правителей страны, так и представителей других школ, иерархи Гелукпы обратились за помощью к джунгарским князьям. Один из них, Турубайху, носивший титул Гуши-хана, привёл в Тибет войска, ставшие опорой Гелукпы и её главы, Пятого далай-ламы, обосновавшегося в Лхасе. Его власть признали не только в Тибете, но и в Непале, Сиккиме и Бутане. Маньчжуры заявили о своём желании оказать покровительство иерархам Гелукпы и пригласили Пятого далай-ламу приехать в Пекин с визитом, который состоялся в 1652 г. В последние годы жизни Пятого далай-ламы большую роль при дворе стал играть Санджай Джамцо. Он скрыл от всех кончину своего патрона и почти 15 лет единолично правил страной. Когда обман открылся, Санджай Джамцо попытался поставить во главе буддийской церкви и самой страны далай-ламу Цаньян Джамцо. Выбор его оказался неудачным. Юный далай-лама больше всего думал о развлечениях, любил красивых девушек, писал стихи. Его совершенно не интересовали ни духовные, ни политические дела. Вскоре он был низложен, а его покровитель — Санджай Джамцо — убит. В стране началась междуусобная борьба, которой решили воспользоваться маньчжуры. Их армии вторглись в Тибет, расправились с недовольными и подчинили себе страну. Власть далай-ламы была ограничена делами духовными, а светская передана совету министров, назначавшихся по решению китайского правительства. В городах стояли циньские гарнизоны. Как бы трагично ни складывалась политическая история страны, простые люди продолжали сеять хлеб, растить детей, строить дома и храмы. Тибетские монастыри были своеобразными центрами средневековой культуры. Там переводили и сочиняли литературные произведения не только религиозного, но и светского характера. При монастырях существовали учебные заведения, где молодёжь получала образование, действовали типографии и различные мастерские, работали художники, скульпторы, ткачи, ювелиры, резчики, чеканщики. Их труд был нелёгок, но тибетцы говорили: «Если мы не будем делать тяжёлой работы, мы не будем есть лёгкой пищи». Хлеб труженика всегда скуден и горек. Зато сотворенное им — вознесённые на головокружительную высоту города и монастыри, храмы, украшенные прекрасными росписями и скульптурными изображениями, — поражает по сей день. Недаром древняя народная мудрость гласит: «То, что сделано с мастерством, доставляет радость другим». Далее Сасанидский иран → |