Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
18.03.2010

Каким же образом можно "воскресить" прошлое

Каким же образом можно "воскресить" прошлое, сделать его доступным нашему восприятию, нашему пониманию? Историк должен установить для этого, когда и где произошло достойное нашего внимания событие, в чем его сущность, какие причины привели к коявлению и какие последствия оно имело.
Вопрос "когда?" оченьо существенен. Если для огромного "доисторического" периода достаточно было оперировать миллионами, сотнями и десятками тысяч лет, то для собсвенно истории, для эпох (а слово "эпоха" буквально значит "остановка" в развитии природы или общества, имеющая какие-либо отличительные особенности) развитых цивилизаций нужны уже другие масштабы. Переход к земледелию и скотоводству заставил человека искать такие ориентиры, которые указывали бы ему на необходимость подготовки к севу, к перегону скота на зимние пастбища, заготовки топлива и кормов и т.д.
Сама природа дала человеку три постоянно повторяющихся временных цикла, в пределах которых протекает, особенно в умеренном климате весь круг хозяйственной деятельности. Естественно, причины, вызывающие эту цикличность, очень долго были человеку неведомы, он довольствовался мифическими их объяснениями, но сама цикличность была отмечена и использована для исчисления времени уже в глубокой древности. Это цикличность, вызванная вращением Земли вокруг своей оси (смена для и ночи, сутки), движением луны вокруг Земли (месяц) и годовым движением Земли вокруг Солнца. На этой основе разные народы создали системы исчисления времени (календари).