Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.

Парфия. Часть 5

Парфия. Часть 5

Внутри крепости располагались дворцы, храмы, служебные и хозяйственные помещения, в том числе и сокровищница. Квадратное здание сокровищницы имело глухие стены и плоскую крышу. Вероятно, в последние годы существования парфянского государства сокровищница пострадала от землетрясения, возможно, была ограблена. Но и то, что нашли археологи, позволяет предположить, какие хранились в ней большие ценности. Обнаружены детали парфянского вооружения и драгоценной конской сбруи, различные сосуды, как местного производства, так и египетские и сирийские, фрагменты ювелирных украшений из стекла, мастики, кости, раковин, самоцветов и драгоценных металлов, монеты Александра Македонского, Селевки-дов, Аршакидов и царей Греко-Бактрийского царства. Среди монет попадались и фальшивые. Поэтому бдительные парфянские казначеи их апробировали, надрезая сбоку или разрубая пополам.

Были найдены многочисленные и хорошо сохранившиеся произведения искусства: скульптуры из кости, металла, камня, части парадного трона ар-шакидских царей и большое количество ритонов — рогообразных сосудов из слоновой кости, украшенных резьбой, росписью, скульптурными деталями. Возможно, эти драгоценные сосуды использовались во время торжественных церемоний или дворцовых пиров.

Известно, что среди парфян был широко распространён обычай пить опьяняющий напиток, «дарующий всесторонние знания». Во время этой церемонии они обсуждали особо важные дела.

Один из нисийских ритонов украшен рельефным изображением, сюжет которого можно связать с легендой о фиванском царе Пенфее. Любопытный царь тайно проник на праздник, посвященный богу вина Дионису. Среди участниц священных обрядов в честь Диониса — вакханок — была и мать Пен-фея, царица Агава. Опьянённые вином, вакханки приняли царя за жертвенное животное и растерзали его, принеся в жертву своему богу. Эта греческая легенда была положена в основу драмы Эврипида «Вакханки», известной при аршакидском дворе. Её однажды разыграли актёры в присутствии царя Орода — победителя римлян при Каррах. В кульминационный момент спектакля толпа актёров, изображавших вакханок, вынесла на сцену на воздетых жезлах-тирсах не тряпичную голову мифического Пен-фея, а голову побеждённого римского полководца Красса и бросила к ногам парфянского царя под восторженные крики присутствовавших.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Далее Парфия. Часть 6