Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Первобытный мир / Зарождение искусства

Зарождение искусства

Зарождение искусства

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Собственно, здесь можно говорить не об искусстве вообще, а об изобразительном искусстве. Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были известны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: и они могут ритмично раскачиваться и издавать как бы в такт звуки («ухать»). Но только в конце древнего каменного века у людей появились потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

Когда были найдены первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и пользовались орудиями из камня. И тем не менее это так. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных — бизонов, лошадей, мамонтов — наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Для того чтобы разноцветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось освещать стены факелами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром.

До сих пор учёные пытаются понять, зачем рисовали этих зверей, с какими обрядами и мифами они связаны. Можно с уверенностью сказать: в это время люди стали создателями «второй природы», мира, который похож на видимый, но отличается от него потому, что человек видит не только глазами, но и головой, т.е. осмысливает то, что видит. Создание «второй природы» началось, конечно, ещё раньше, с того момента, когда человек не просто взял в руку палку или камень, а обработал их для своих потребностей. Однако появление изобразительного искусства — важнейший признак прогресса человечества.

Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. На стенах пещер изображения людей — большая редкость. Это и понятно: ведь и нам в детстве бывает легче осмыслить отношения между живыми существами, пользуясь образами животных. Вспомним басни Крылова: там часто действуют животные, но ведут они себя как люди. По-видимому, так поступали и древнейшие художники: они не просто изображали бизонов или лошадей, за этими изображениями стояли какие-то известные им, но, к сожалению, не известные нам представления, быть может, предания, мифы. Чтобы изображать людей, человек должен научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отличавшимися друг от друга. Община охотников была как бы единым телом, в котором люди разного пола и возраста — это клетки организма, не способные действовать обособленно и сильные именно благодаря тому, что все они принадлежат этому телу. Исключение составляли колдуны, которых, кстати, иногда рисовали. Но была ещё одна группа человеческих существ, которых считали необходимым изображать, — женщины. Эти таинственные существа рожали и выкармливали детей. Одни — легко, другие, недостаточно сильные, не могли справиться с этими трудными обязанностями. Их болезни, слабости создавали угрозу самому существованию коллектива. Жён брали не в своей общине, где все были родственниками, а в другой, соседней, с которой налаживали хорошие отношения. Нередко жён похищали. Жёны воспринимались как принадлежащие не своему, а чужому миру, откуда они приходили.

Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни женщины могли рожать будущих сильных охотников.

Страницы: 1

Далее Начало мезолита