Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Средние века / Нумизматика

Нумизматика. Часть 5

Нумизматика. Часть 5

Со времени установления принципата Августа (29 г. до н.э.) в монетной типологии главное место отводится персоне правящего императора и членам его семьи. Их портреты — самый частый нумизматический сюжет той эпохи.

С принятием христианства монетная типология включает в себя элементы новой религиозной символики.

После падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. прежняя типологическая традиция ещё долго сохранялась в Византии. Была она унаследована и «варварскими» государствами, возникающими на бывших римских землях Западной Европы.

В средние века в европейских странах на монетах помимо портрета правителя (чаще всего весьма условного) появляются изображения Христа, Богоматери и христианских святых. Постепенно начинают использоваться геральдические фигуры. А со временем родовой или государственный герб становится одним из самых частых элементов монетных типов и остаётся таковым до сих пор.

Иными путями шло развитие типологии монет на Востоке. По китайскому образцу оформлялись до XIX в. литые металлические деньги в Корее, Японии, Вьетнаме и некоторых других странах Юго-Восточной Азии. В исламском мире денежное обращение началось с усвоения старых античных традиций, сохранённых Византией. Характерно, что названия золотых, серебряных и медных монет заимствованы в раннемусульманское время из греко-римской терминологии: «динар» — от латинского «денариус»; «дирхем» (в Индии «драима») — от греческого «драхме»; «фельс» или «фулюс» (в тюркских языках— «пул») — от латинского «фоллис».

Хотя на монетах исламских стран встречаются изображения животных, реже — человека, в целом, безусловно, преобладает орнаментально-каллиграфический принцип. Надписи всегда несут основную смысловую нагрузку. Содержание их, как правило, сходно: символ веры («Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммед — пророк Аллаха», к чему последователи шиитского направления в исламе добавляют ещё слова «Али — наместник Аллаха»), известные цитаты из Корана, перечисление имён первых четырёх («праведных») халифов или двенадцати имамов (признаваемых шиитами), номинал монеты, место и дата чеканки, имя и титул правителя (иногда двух или даже трёх лиц, стоящих на разных ступенях единой иерархической лестницы, например халифа, султана и эмира). Иногда арабографиче-ские монетные надписи (так называемые легенды) встречаются даже в стихотворной форме.

Таким образом, мусульманские монеты — чрезвычайно важный источник по истории Востока эпохи Средневековья. В XX в. металлические денежные знаки большинства исламских государств по своему внешнему виду приближаются к европейским, которые ещё раньше были приняты за образец при налаживании монетной чеканки в странах Нового Света.

Страницы: 1 2 3 4 5

Далее Трубадуры, жонглёры и шуты