Это интересно: Казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы превратить долину Нила в неприступную крепость. С запада и востока доступ в Египет был надёжно защищен Ливийской и Аравийской пустынями; на юге египтяне ещё в древние времена преградили путь врагам по Нилу, выстроив несколько мощных крепостей в южном Слоновьем номе. Самым уязвимым местом в обороне страны был север — низовья в месте впадения Нила в Средиземное море были открыты для завоевателей. Когда власть фараонов в стране была сильна, именно здесь египтяне держали основную часть своего флота и сухопутной армии. Но во время восстаний против царской власти оборона северных рубежей резко ослаблялась, и азиаты-кочевники могли беспрепятственно проникать в Египет ... Читать далее →
Только 10 мая де
Рюйтер мог выйти в море, и то лишь с 35 кораблями.
Перед зеландскими портами он должен был ждать
вооружавшихся в них судов; кроме того, и туман и
штили сильно затрудняли его движения. Морское
население Зеландии было особенно озлобленно
временным запрещением заниматься каперством.
Получив известие о выходе 12 мая английского
флота из Темзы, де Рюйтер 15 мая пошел в Даунс, где
узнал, что английский и французский флоты
соединились накануне у о-ва Уайт.
Двухдневные шторм заставил его оставаться на
якоре; было так свежо, что лишь 17 мая де Рюйтер
смог пригласить флагманов и командиров на
заседание. Постановили держаться со всем флотом
в 5 милях от берега у устья р. Маас, выжидая
удобный случай для нападения. Флот де Рюйтера
постепенно получал подкрепления. Вследствие
упорного настояние де-Витта было решено
предпринять поход к устью Темзы, которым он
надеялся произвести моральное воздействие на
население Лондона. После военного совета, 20 мая,
де Рюйтер пошел к устью Темзы, где 23 мая стал со
всем флотом на якорь; на следующий день он послал
около 40 мелких судов под начальством ван Гента
вверх по течению. Не добившись никакого успеха,
они вернулись через два дня; англичане приняли
такие серьезные меры для защиты, что нападение
казалось бессмысленным, и в морских кругах так и
представляли себе положение дела.
В день возвращения Гента было получено донесение
о приближении неприятельских флотов, что
заставило де Рюйтера поспешно вернуться к
голландскому берегу. Он крейсеровал перед
Остенде и 29 июня увидел корабли противника,
которые в течение двух дней держались вдали, на
параллельных курсах и 31 мая скрылись из вида.
Несмотря на свое выгодное наветренное положение
англичане не рискнули перейти в нападение.
Главнокомандующий
союзными флотами, герцог Йоркский, сначала
задержавшийся у Уайта из-за слабого ветра,
по-видимому имел намерение завлечь двухдневным
маневрированием голландцев подальше в море. По
другим данным он намеревался перехватить
большой коммерческий флот, шедший из Ост-Индии.
Как бы то ни было, герцог Йоркский не решился на
нападение, а пошел 31 мая в Северное море, где
после трехдневного крейсерства в его южной
части, 3 июня, стал со всем флотом на якорь в
Солебее, чтобы пополнить запасы провианта и воды.
Потеряв неприятеля из виду, де Рюйтер со всем
своим флотом 3 июня пошел к Норд-Фореланду, выслав
одновременно большое число фрегатов на разведку.
Заслуживает удивления, что в течение недели ему
не было доставлено сведений о неприятеле; это
должно быть отнесено к совершенно
неудовлетворительной деятельности разведчиков,
не сумевших следовать за неприятелем,
остававшимся целых два дня на виду эскадры.
Итак, лишь 6 июня де Рюйтер получил следующее
донесение: принц Йоркский стоит в беспорядочном
и крайне невыгодном строю в Солебее, имея берег
при свежем ветре близко под кормой и под ветром. В
таком положении флоту было крайне
затруднительно вылавировать на ветер в виду
близости берега; корабли в случае дрейфования
или попытки съемки с якоря могли легко оказаться
на камнях.
Созванный немедленно де Рюйтером военный совет
нашел возможным, пользуясь столь невыгодным
положением противника, напасть на него у его
побережий. Предписания Генеральных Штатов
специально указывали на возможность столь
выгодных условий. Де Рюйтер немедленно двинулся
на север, пользуясь благоприятным ветром.