Это интересно: Финикийцы — авторы многих новшеств в мореходном деле. Скорее всего, именно они изобрели таран — заострённый выступ в носовой подводной части корабля, позволяющий пробивать борт вражеского судна. Финикийские корабелы первыми начали строить парусные торговые суда большой грузоподъёмности (до 250 т груза) и с хорошей остойчивостью. Наверное, финикийцы могли бы строить и более крупные корабли, но для них требовались специально оборудованные, углублённые гавани, которых в тогдашнем Средиземноморье ещё не было ... Читать далее →
4. Морская
война; первый год войны, 1672
Мы уже упоминали, сколь велико было влияние на
общее положение дел и на моральное состояние
народа исход первого морского сражения у Солебея
и теперь займемся рассмотрением этих событий,
разыгравшихся вблизи берегов Голландии.
В течение 1671 г. надежды на заключение мира
уменьшились; Голландия стала вооружать флот,
командование которым было поручено де Рюйтеру.
После того случая, когда маленькая английская
яхта потребовала, чтобы стоящая в собственных
водах голландская эскадра отсалютовала ей
первой, провинция Голландии настояла на
немедленном увеличении флота до 72 линейных
кораблей, 24 фрегатов и стольких же брандеров. Но
лишь в феврале следующего года успели
приготовить 40 линейных кораблей, из которых лишь
четыре имели не менее 60 орудий, а также две дюжины
брандеров. И это в то время, когда переговоры с
Англией заставили ожидать худшего! Опять, как и
во времена второй войны, Англия совершила
нападение на конвой купеческих судов,
заставившее голландцев усилить свой флот.
72 коммерческих судна, возвращающихся из Смирны,
конвоируемые пятью большими военными кораблями,
подверглись в конце марта нападение в Ла-Манше,
совершенному по особому приказанию жадного до
добычи короля Карла. Англичане, под начальством
адмирала Холмса, с 8 большими и 3 малыми кораблями
вышли в море; предполагалось выслать 32 корабля,
но по небрежности такого количества судов
собрано не было. Возвращавшемуся в то же время из
Средиземного моря другом английскому адмиралу
Холмс ничего не сообщил о поставленной ему
задаче, чтобы иметь возможность ее выполнить
одному и, следовательно, не получил никакой
поддержки.
Начальник конвоя, получил известие о грозившей
ему опасности у входа в Ла-Манш; он сделал все
возможные приготовления и дал вооруженным
купеческим судам (их было около трети)
соответствующие инструкции.
Бой длился два дня, все время на параллельных
курсах. Окончательный результат был
сравнительно ничтожен, если учесть, что против 12
английских линейных кораблей и 6 мелких судов,
сражались 5 голландских военных и 24 вооруженных
коммерческих корабля, при чем последние должны
были еще защищать своих безоружных спутников.
Три голландских флагмана были убиты. Однако лишь
один нидерландский корабль был потоплен и три
купеческих судна достались в руки англичан -
жалкие результаты, добытые к тому же с тяжелыми
повреждениями английских судов. Голландцы ушли в
полном порядке и, под прикрытием тумана, на
третий день вернулись на родину.
Англичане могли рассчитывать на богатую добычу,
как видно из того, что за продажу трех купеческих
судов они получили очень много. Сколько бы они
выручили, если бы им досталось свыше 70 таких
кораблей! Из этих цифр ясны размеры торговли с
Левантом, превосходившей тогда всю торговлю
прочих государств вместе взятых. В Англии это
разбойничье нападение, совершенно вопреки
всяким основам международного права, заслужило
всеобщее порицание. Попытки короля отречься от
своего приказа и свалить всю вину на голландских
флагманов и их поведение при первой встрече, не
удались ввиду категорических опровержений
английского адмирала, желавшего защитить свое
собственное доброе имя. Все эти случаи должны
быть отмечены, как особо характерные для того
времени.