Это интересно: Ганди и многие сторонники ненасилия после него с успехом использовали в своей борьбе метод, применённый в XIX в. крестьянами Ирландии. Название он получил по имени английского капитана Чарлза Бойкотта, который был сборщиком платы за землю в ирландском поместье одного английского лорда. Ирландия была колонией Англии, и едва ли не самым тяжёлым проявлением угнетения ирландцев было то, что они не имели права владеть землёй, но которой работали. За «пользование» этой землёй они платили тяжелейшую земельную ренту англичанину-землевладельцу, который мог никогда и не бывать в Ирланди...... Читать далее →
Соединившись в
Эвертсеном, Обдам, согласно полученному
приказанию, пошел при восточном ветре к
английскому побережью, захватив по пути
множество немецких торговых судов, нагруженных
материалами для английского флота, и 12 июня
обнаружил стоявший на якоре английский флот.
Получив донесение о выходе голландского флота,
герцог Йоркский уже 1 мая снялся с якоря и тоже
вышел в море, хотя вооружение его судов не было
совсем закончено. Он блокировал в течение 2
недель голландские порты, чтобы помешать
соединению боевых эскадр и перехватывать
коммерческие суда; особенно важно было
англичанам поймать конвой де Рюйтера. Однако
недостаток провианта, а также сильный шторм
заставили герцога Йоркского вернуться. Вскоре и
он получил категорическое приказание выйти в
море и немедленно ушел в Солебей, чтобы не быть
застигнутым в узком фарватере. Там, задержанный
восточными ветрами и непогодой, он 11 июня стал на
якорь в 5 милях от берега.
Англичане были под ветром, Обдам, следовательно,
был в выгодном для нападения положении, но он им
не воспользовался и лег далеко от противника в
бейдевинд. Герцог немедленно снялся с якоря,
пошел Обдаму навстречу, но лишь на следующий день
приблизился настолько, что всю ночь оба флота
были в виду друг у друга. Обдам так и не
воспользовался благоприятным случаем для
нападения.
Ночью ветер перешел к юго-западу, англичане
оказались на ветре и немедленно начали бой.
Донесения о бое расходятся и не точны.
Оба флота
находились на высоте устья Мааса, посередине
между неприятельскими берегами, недалеко от
мелей Габарда. Ветер юго-восточный свежий, небо
безоблачно.
Английский флот шел на юго-юго-восток в
кильватерной колонне; длина линии определяется в
ряде источников в 15 миль, что вряд ли возможно,
если бы все 109 судов шли в строю; оно
правдоподобно, если в боевой линии участвовали
бы только 85 настоящих военных кораблей, с более
чем 30 орудиями. Но и тогда, при расстоянии только
одного кабельтова между судами (т. е. между их
грот-мачтами) длина линии достигла бы 11-12 миль.
Голландский флот шел под ветром навстречу. Обдам
внезапно на рассвете, около 2,5 часов ночи поднял
сигнал вступить в бой. По правилам того времени
он должен был бы сперва собрать военный совет, и
это ему потом ставили в вину. Но мог ли он так
поступить имея на ветре неприятеля, ищущего боя?
Положение голландцев было для внезапного
нападения невыгодным, так как вследствие
перехода слабого до того времени ветра на
юго-юго-восток и юго-запад, их строй пришел в
беспорядок, чему немало способствовала
неопытность коммерческих капитанов. Но
начальники эскадр не находились во главе своих
частей. Передача приказаний и восстановление
строя осложнялись большим числом эскадр. При
таких обстоятельствах Обдаму следовало
несколько спуститься, чтобы выиграть время и
исправить свой строй, но после сделанного ему
упрека, а также вследствие перемены ветра,
поставившего голландцев в невыгодное положение,
он отчаялся и с рассветом приказал начать бой.