Это интересно: Уже 10 лет продолжалась во Франции непрекращающаяся война между католиками и протестантами (гугенотами). С тех пор как герцог Франсуа де Гиз со своей вооружённой свитой напал на молящихся гугенотов в 1562 г., здравый смысл уступил место религиозной вражде. В ходе борьбы погибли лидеры враждующих партий Франсуа Гиз и Антуан Бурбон ... Читать далее →
Сведения о последующих
событиях недостоверны. Через месяц, 15 августа
вечером, Тромп встретил Блэка между Шотландскими
и Оркнейскими островами. Ночью начался жестокий
шторм, сильно повредивший его суда; несколько
судов было потеряно, все остальные были
повреждены, флот рассеялся - Тромпу ничего не
оставалось, как с державшимися вместе 42 судам
вернуться домой.
Большие приготовления и весь морской поход ни к
чему не привели; Тромп ничего не добился и,
несмотря на это, вернулся меньше чем с половиной
судов, с которыми всего 6 недель тому назад вышел
в море.
В Голландии общественное мнение было сильно
возмущено, и Генеральные Штаты хотели привлечь
Тромпа к ответственности. Тромп, вызвавший
окончательный разрыв с Англией, не сумел
защитить торговлю и рыболовство свой страны и,
потеряв половину судов, был вынужден отказаться
от командования, которое перешло к адмиралу
де-Витту. Флот начал спешно исправлять
повреждения.
Блэк не потерял ни одного корабля во время шторма
и держал свои суда соединенно - серьезное
доказательство лучшей мореходности английских
кораблей. Он пошел к голландским берегам, угрожая
им и забирая призы, а затем вернулся в Ярмут и
Доунс. Но и Блэк не сумел целесообразно
использовать свои морские силы; военные действия
приостановились.
Генеральные Штаты не
могли довольствоваться борьбой за господство в
Гоовдах, так как торговля, источник богатства
страны, была подорвана.
Еще раньше, с середины мая, генеральные Штаты
собрали особую эскадру, чтобы провести
коммерческий флот через Канал в открытое море. В
виду ухода Блэка на север оставалась возможность
поддерживать сообщения с западной Европой лишь
через Канал. Для этого коммерческие суда
нуждались в надежной защите.
Командующим эскадрой в чине коммодора был
назначен Михаил де Рюйтер. Последнего надо
признать самым выдающимся из многих дельных
морских вождей того времени. Он родился в 1607 г. в
Флиссингене в скромной семье и уже в 11 лет пошел
юнгой в плавание. В очень молодых годах Рюйтер
был назначен шкипером и до 1651 г. находился в
постоянных, весьма разнообразных, плаваниях в
Марокко, Гвинею, Вест-Индию и т. п. Плавая
исключительно на коммерческих судах, он нередко
сражался против каперов и военных судов, всегда
оставаясь победителем. Только в 1640/41 гг. он
командовал, как упоминалось выше, военным
кораблем во время голландской экспедиции для
защиты Португалии и отличился в должности
шаутбенахта в бою с испанским флотом 3 ноября 1641
г.
Рюйтер обладал выдающимися способностями и,
несмотря на весьма скудное школьное образование,
приобрел серьезные познания в кораблевождении.
Владея свободно пятью языками, он проявил себя
столь же искусным дипломатом, как и флотоводцем.
Будучи глубоко религиозным и бескорыстным,
Рюйтер своей честностью, отеческой заботой о
команде наряду со служебной строгостью,
беззаветной храбростью и при всем этом громадной
скромностью приобрел всеобщее уважение и
доверие. Как видно, в главных чертах он очень
походил на Блэка, разница лишь в том, что Рюйтер
был из простой семьи и свое образование приобрел
не в университете, а на корабле.
Благодаря своей большой популярности и отличной
военной репутации он был назначен коммодором и
получил приказание провести большой
коммерческий флот через Канал, что было
совершенно против его желаний, так как женившись
в третий раз, он решил совсем расстаться с
морской службой. Рюйтер потребовал
значительного увеличения числа военных судов,
что постепенно было выполнено. Прежде чем все
коммерческие суда и конвоирующая эскадра
собрались окончательно, он пошел в крейсерство
на несколько недель к голландскому побережью.
Лишь 21 августа экспедиция могла двинуться на
запад. Эскадра состояла из 30 кораблей и 6
брандеров, из них только два (поддерживавших
сообщение с Ост-Индией) 40-пушечных корабля,
прочие 24-20-пушечные, перевооруженные из
коммерческих судов. Из порученных ему купеческих
судов Рюйтер выбрал 30 лучше вооруженных и
включил их в состав своих 3 отрядов. Его
флагманский корабль "Нептун" имел 28 орудий и
134 человека команды. Как видно, он располагал лишь
маленькими судами с малочисленной командой,
нередко сильно перегруженными.