Это интересно: Каким же образом можно "воскресить" прошлое, сделать его доступным нашему восприятию, нашему пониманию? Историк должен установить для этого, когда и где произошло достойное нашего внимания событие, в чем его сущность, какие причины привели к коявлению и какие последствия оно имело.
Вопрос "когда?" оченьо существенен. Если для огромного "доисторического" периода достаточно было оперировать миллионами, сотнями и десятками тысяч лет, то для собсвенно истории, для эпох (а слово "эпоха" буквально значит "остановка" в развитии природы или общества, имеющая какие-либо отличительные особенности) развитых цивилизаций нужны уже другие масштабы... Читать далее →
Офицеры и команды
составленных часто ad hoc эскадр не были чужды
своему делу, так как с последней четверти XVI
столетия большим отрядам приходилось часто
оперировать, главным образом, у своих побережий.
К тому же служба на больших вооруженных орудиями
купеческих судах и многочисленных каперах имела
много общего с таковой на военных судах, особенно
на кораблях, ходивших в Ост- и Вест-Индию. С
увеличением тоннажа судов команды становились
все более подготовленными в военном деле.
До некоторой степени общее управление делами
флота было сопряжено с должностью штадгальтера,
которому с 1597 г. как генерал-адмиралу были
подчинены отдельные адмиралтейства. Это
послужило поводом к уничтожению между 1627-1665 гг.
должностей двух адмирал-лейтенантов (для
провинций Зеландии и Голландии). С тех пор
назначался лишь один адмирал-лейтенант, который
носил титул "Лейтенант-Адмирал Голландии и
Западной Фрисландии" и состоял при
роттердамском Адмиралтействе. Кроме того,
Зеландия и Голландия имели еще по одному
вице-адмиралу, а впоследствии и контр-адмиралу
(шаутбенахт).
Нидерланды в 1642 г. имели
флот из более чем 140 судов, из них около
двенадцати свыше 400 тонн с 32-57 орудиями и 140-240
человеками команды (из которых около четверти
были солдатами). Существовал лишь один
двухдечный корабль, водоизмещение которого,
однако же, было не более 600 тонн; эти суда были
только летом в плавании, на зиму их разоружали.
После конца 30-летней войны число действовавших
летом судов было сокращено до 40. С заключением
мира начался и упадок на всех поприщах
военно-морского дела; правительство стало
проникаться прежним меркантильным духом.
2. Действия Тромпа
Старшего против испанцев в 1639 году.
Испания послала через Канал флот в Швецию,
состоявший из шестидесяти семи больших
68-17-пушечных кораблей - всего 1700 орудий и 24000
человек команды. Христиан IV был в союзе с
Испанией, поэтому испанцы намеревались посадить
в Дании вспомогательные войска на суда и
совместно с датским флотом сделать высадку у
Стокгольма. Голландцы решили не пропускать
испанский флот. Они собрали 20 судов под командой
Тромпа Старшего, с которыми он несколько раз
атаковал врага около Дувра (16 и 17 сентября);
голландцы обладали лишь 2 кораблями с более чем 32
орудиями (54 и 46).
спанский адмирал Окендо имел приказание не
принимать боя и в случае встречи с неприятелем
отступать к английским берегам. Он направился в
Доунс, где стал на якорь. Там в это время
постоянно находилась английская эскадра,
которая насчитывал 34 корабля под начальством
адмирала Пеннингтона.
Тромп блокировал испанцев в течение многих
недель, постоянно получая подкрепления. Окендо
не решался выйти, английский адмирал грозил
обрушиться на того, кто первый начнет бой. На
самом же деле он получил приказание от Карла I в
случае сражения в Доунсе, следовательно, в
английских водах, стать на сторону того, кому
улыбнется счастье. Вот до какой степени
опустился английский флот!